Основные виды концепций справедливости

В статье рассматривается проблема концептуального разнообразия справедливости. Предлагается несколько делений концепций справедливости исходя из разных оснований.

Справедливость как сложный концепт

Справедливость - сложный и неоднозначный концепт. Она может пониматься как равенство, свобода, божественный порядок и т.д. Это указывает на ее ценностный характер. Концепции справедливости отличаются по своим определениям и трактовкам.

Справедливость означает должную, приемлемую для индивидуального или коллективного субъекта меру (соразмерность) порядка распределения социальных благ и тягот .

Справедливость имеет функцию регулирования человеческой деятельности. Однако ее реализация нестабильна и требует постоянных интеллектуальных усилий по поддержанию.

Основания для типологизации концепций

Существует множество теорий справедливости, отличающихся по подходам. Возможны разные основания для их систематизации:

  • По концепции личности и общества (кооперативно-холистские и конфликтно-индивидуалистические);
  • По идеологической основе (либеральные, коммунитарные и т.д.);
  • По принципу справедливости (равенство или иерархия);
  • По предмету анализа (общая или частная справедливость);
  • По отношению к существующему порядку (революционные и консервативные);
  • По соотношению описания сущего и предписания должного и т.д.

Основные виды концепций

Рассмотрим некоторые наиболее влиятельные подходы к пониманию справедливости.

Кооперативно-холистские концепции

Эти концепции разделяли Платон, Аристотель, Гегель, Маркс. Они основаны на идее общего блага и единства личности и общества. Государство рассматривается как воплощение разума. Интересы общества ставятся выше интересов индивидов.

Конфликтно-индивидуалистические концепции

Сюда относятся взгляды Гоббса, Локка, Канта и др. Общество мыслится как средство для реализации индивидуальных целей и ограничения конфликтов. Эти представления легли в основу теорий общественного договора.

Кооперативно-холистские Конфликтно-индивидуалистические
  • Общее благо выше индивидуального
  • Единство личности и общества
  • Государство как воплощение разума
  • Индивидуальные интересы превыше всего
  • Общество как средство реализации целей индивидов
  • Теории общественного договора

Либеральные концепции

Либеральные концепции справедливости базируются на разных этических основаниях:

  • Моральный скептицизм Гоббса;
  • Утилитаризм Юма;
  • Теория естественных прав Локка;
  • Деонтология Канта.

Эти подходы послужили фундаментом современного либерализма. Они по-разному трактуют природу человека, его права и обязанности.

Например, утилитаризм нацелен на достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Либертаризм отстаивает неотчуждаемое право человека на собственность и свободу.

Существуют и другие значимые концепции справедливости - марксистские, коммунитарные, феминистские. Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы справедливого устройства общества.

Коммунитарные концепции справедливости

Коммунитаристы, такие как М. Сэндел, критикуют либеральные теории справедливости Дж. Ролза за чрезмерный индивидуализм. Они полагают, что Ролз недооценивает роль общества в формировании личности.

По мнению коммунитаристов, принципы справедливости должны опираться на ценности конкретных сообществ, а не абстрактных индивидов. Справедливо то, что отвечает традициям данной культуры.

Марксистские концепции справедливости

С марксистской точки зрения, справедливость определяется устранением эксплуатации в обществе. Эксплуатация порождается частной собственностью на средства производства.

Марксизм связывает переход к справедливому обществу с социальной революцией и построением коммунизма, при котором будет достигнуто подлинное равенство.

Однако исторический опыт социалистических стран показал ограниченность этой концепции. Реальный социализм так и не смог в полной мере воплотить идеалы справедливости.

Феминистские концепции справедливости

Феминизм рассматривает справедливость сквозь призму гендерного неравенства. С его точки зрения, общество устроено несправедливо, так как исторически предоставляло привилегии мужчинам и угнетало женщин.

  • Феминистки требуют ликвидации патриархата, расширения прав и возможностей женщин.
  • Они выступают за гендерное равноправие во всех сферах жизни.

Феминизм внес весомый вклад в философское осмысление феномена справедливости, дополнив его гендерной проблематикой.

Постмодернистская критика концепций справедливости

Постмодернизм подвергает сомнению саму возможность выработки универсальной концепции справедливости.

С его точки зрения, представления о справедливости глубоко субъективны, обусловлены конкретным социокультурным контекстом и властными отношениями в обществе.

Релятивизм в понимании справедливости

Идея относительности представлений о справедливости берет начало еще в античной философии. Софисты утверждали, что справедливость у каждого народа своя. Платон критиковал эту позицию.

В Новое время релятивистские взгляды развивал Монтень. Он писал о различиях обычаев разных народов, что затрудняет выработку всеобщего понимания справедливости.

Концепции справедливости в русской философии

Отечественная мысль также внесла вклад в осмысление феномена справедливости. Так, славянофилы разрабатывали идею соборности, подразумевающей органическое единство общества.

Русские философы рассуждали о Божественной справедливости как о высшей духовной ценности. Они критиковали западный рационализм и правовой формализм.

Справедливость в восточных философских учениях

В восточных философских и религиозных системах справедливость также занимает важное место, но трактуется несколько иначе, чем на Западе.

  • В конфуцианстве ключевая роль отводится соблюдению социальной иерархии и традиций.
  • В индуизме и буддизме упор делается на космический порядок Дхармы и кармическое воздаяние.

Проблемы реализации концепций справедливости

Несмотря на множество теорий, воплощение идеалов справедливости на практике часто наталкивается на препятствия политического и социально-экономического характера.

С одной стороны, концепции могут быть слишком абстрактными или сложными для широкого понимания и поддержки. С другой стороны, против их реализации могут выступать элиты, пытающиеся сохранить status quo.

Причины неравенства в понимании и реализации справедливости

Как было показано, концепции справедливости носят часто культурно и классово обусловленный характер. Философы выдвигали теории, отражающие интересы определенных социальных групп.

Различия в иерархии ценностей, жизненном укладе, степени религиозности разных обществ влияют на представления о справедливом устройстве.

Фактор элит и политических режимов

Элиты часто сопротивляются попыткам реформ, направленным на расширение социальной справедливости, которые угрожают их привилегиям.

В авторитарных режимах принципы социальной справедливости имеют второстепенное значение. Выше ставятся государственные, классовые или национальные интересы.

Специфика переходных и развивающихся обществ

Страны, переживающие экономические и политические реформы, сталкиваются со своими проблемами в сфере справедливости. Например, обострение имущественного расслоения, коррупция, слабость институтов защиты прав граждан.

Трудности согласования разных концепций

Разные теории справедливости по-разному определяют, какие формы распределения социальных благ являются эталонными. Это также осложняет их практическую реализацию.

Например, коммунистические принципы распределения по потребностям противоречат либеральному рыночному подходу.

Пути преодоления противоречий в концепциях справедливости

Несмотря на трудности, возможен поиск оптимального сочетания подходов для выработки жизнеспособной модели социальной справедливости. Рассмотрим некоторые идеи в этом направлении.

Конвергенция либеральных и социалистических принципов

Перспективной представляется концепция справедливости, интегрирующая достоинства либеральной и социалистической парадигм. Она должна сочетать гражданские свободы с социальной защитой населения.

Учет национально-культурной специфики

Важно адаптировать общие принципы справедливости к традициям и менталитету конкретных народов. К примеру, в России бóльшую роль играют не формальные законы, а неписаные нормы морали.

Справедливость как процесс, а не результат

Справедливое общество - это вечная цель, а не достигнутое состояние. Потребности людей меняются, появляются новые вызовы. Поэтому вопросы справедливости должны постоянно пересматриваться.

Разумный компромисс интересов

Как писал Аристотель, справедливость есть некая середина. Крайние позиции редко приводят к сбалансированным решениям. Необходим поиск компромиссов между противоборствующими социальными силами и мировоззрениями.

Роль гражданского общества в продвижении справедливости

Важным фактором воплощения принципов справедливости является активная позиция самих граждан. Именно общественные движения часто инициируют позитивные изменения в этой сфере.

Борьба за права уязвимых групп

Примером может служить деятельность организаций, отстаивающих интересы социально незащищенных слоев - малоимущих, инвалидов, этнических меньшинств и т.д. Эти группы нередко сталкиваются с проявлениями несправедливости.

Антикоррупционные инициативы

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.)

Важна работа по противодействию коррупции, которая подрывает доверие граждан к справедливости политической системы. Здесь велика роль журналистских расследований и общественного контроля.

Правовые механизмы

Судебная защита нарушенных прав, использование международных правозащитных процедур - еще один инструмент достижения бóльшей справедливости, опирающийся на инициативу граждан.

Комментарии