Трансцендентное - что это за понятие в философии

Трансцендентное - одно из важнейших понятий в философии, означающее то, что выходит за пределы человеческого опыта и познания. Оно противопоставляется имманентному как находящемуся в границах опыта и понимания.

Определение трансцендентного

Что значит трансцендентный? В переводе с латинского transcendens означает "перешагивающий, выходящий за пределы". Трансцендентное понимается как нечто "потустороннее", находящееся по ту сторону человеческого бытия.

Трансцендентное это в философии то, что принципиально недоступно для опытного познания и выходит за рамки чувственного опыта. Считается, что познанием трансцендентного занимаются религия и метафизика.

История понятия

Предпосылки понятия трансцендентное восходят к античной философии, в частности к неоплатонизму. У Плотина трансцендентное это Единое, находящееся за пределами всего сущего. Позже в христианской философии трансцендентность стала атрибутом Бога, полностью пребывающего за пределами тварного мира.

В средневековой схоластике использовалось близкое понятие "трансценденталии" - предельно общие категории вроде истины, блага, красоты, которые определяли все сущее. Фома Аквинский учил о совершенной трансцендентности Бога по отношению к творению.

Трансцендентное - это в философии то, что принципиально выходит за рамки человеческого опыта и доступно лишь вере или интуиции.

У Канта появляется четкое разграничение между понятиями трансцендентального и трансцендентного. Трансцендентальное - это априорные, доопытные формы познания, а трансцендентное - то, что принципиально не может быть познано ни до, ни после опыта (Бог, бессмертие души и т.д.).

В дальнейшем философской традиции это различие сохранялось. Например, у Ясперса трансцендентное это "бытие, которое никогда не станет миром, но как бы говорит через бытие в мире".

Трансцендентное в неоплатонизме

В неоплатонизме трансцендентное получает дальнейшее развитие. У Плотина оно отождествляется с Единым как первоосновой всего сущего. Единое пребывает по ту сторону всего существующего и всех категорий. Из него эманирует, истекает все многообразие вещей, однако само Единое остается неизменным, вечным, совершенным.

Познание Единого как трансцендентной основы мира, по Плотину, возможно лишь интуитивным, мистическим путем, в экстазе, когда душа отрешается от всего чувственного и сливается с этой первоосновой.

Трансцендентное в средневековой философии

В средневековом христианстве трансцендентность приписывалась Богу-Творцу, сотворившему мир из ничего. Бог мыслился как абсолютно иной по отношению к тварному, сотворенному Им миру. Так Фома Аквинский учил о совершенной трансцендентности Бога всему творению.

В то же время в христианском богословии сосуществовали идеи трансцендентности и имманентности Бога. Согласно учению об обожении, благодать Божия присутствует и действует внутри творения, что является аспектом имманентности.

Кант о трансцендентном

Как уже отмечалось, Кант проводит резкую границу между трансцендентальным и трансцендентным. Если первое доступно априорному, доопытному познанию, то второе принципиально выходит за его пределы.

К трансцендентному Кант относит Бога, бессмертие души, свободу воли, космос как целое. Эти «идеи чистого разума» не могут быть познаны с помощью разума и опыта, но задают определенные регулятивные принципы для человеческой деятельности.

Трансцендентное в экзистенциализме

В философии экзистенциализма трансцендентное также играет важную роль. У Карла Ясперса трансценденция - это абсолютная реальность, превосходящая человеческое существование, но открывающая для него новые горизонты.

Сартр и Хайдеггер критиковали идею трансцендентного как внешнего по отношению к человеческой реальности. Трансценденция, с их точки зрения, должна пониматься как внутренне присущая самому человеческому бытию.

Трансцендентное в русской философии

В русской религиозной философии трансцендентное также занимает важное место. У Владимира Соловьева оно выступает как Божественный Абсолют, пребывающий по ту сторону мира, но открывающийся для человека в мистическом опыте.

Николай Бердяев развивает идею о двойственной трансцендентно-имманентной природе Бога. С одной стороны, Бог трансцендентен миру, но с другой - присутствует в нем и действует изнутри сквозь человеческую свободу и творчество.

Трансцендентное в постмодернизме

В постмодернистской философии происходит переосмысление трансцендентного. У Жиля Делеза трансцендентальное не разделяется с трансцендентным. Трансценденция понимается как изначальное творческое становление, порождающее новые формы и смыслы.

Жак Деррида подвергает деконструкции трансцендентальные оппозиции вроде "чувственного" и "сверхчувственного". Трансцендентное для него - не абсолютная внеположенность, а скрытая внутренняя возможность самого знака.

Трансцендентное в современной философии

В современных философских дискуссиях продолжают сталкиваться трактовки трансцендентного как радикальной внешности по отношению к человеку и миру и как внутреннего измерения самого человеческого бытия.

Ряд мыслителей (Шелер, Левинас) настаивают на том, что подлинная трансценденция всегда "инаковость" - она приходит к нам из радикально иного измерения и превосходит любые имманентные структуры.

Другие (Хайдеггер, Сартр, Деррида) пытаются помыслить трансценденцию как конститутивный момент самого человеческого существования, не отрывая ее от имманентности мира.

Трансцендентное и религиозный опыт

Как отмечалось в начале, трансцендентное изначально было связано с религиозным опытом. Мистики, подвижники утверждали, что в экстатических состояниях они выходят за пределы обыденного сознания и соприкасаются с абсолютной реальностью.

Описания мистических переживаний часто апеллируют к трансцендентному как к чему-то совершенно иному, не поддающемуся концептуализации. Вместе с тем некоторые богословы настаивают, что в таких состояниях проявляет себя имманентность Божественного присутствия.

Трансцендирование в психологии

В психологии под трансцендированием понимают переход человека на более высокий уровень сознания, расширение границ восприятия и понимания реальности.

Абрахам Маслоу описывал пиковые переживания ( peak experiences) как моменты трансценденции, когда человек выходит за пределы эгоистических установок и ограниченной идентичности.

Трансцендентность искусства

В эстетике под трансцендентностью часто понимается способность искусства передавать реальность более глубоко и многомерно, чем это доступно в повседневном восприятии.

Искусство как бы "приподнимает завесу" над обыденностью и позволяет увидеть то, что в принципе недоступно в нехудожественном опыте, тем самым реализуя акт трансценденции - прорыва в иное измерение.

Трансцендентальная коммуникация

Согласно некоторым эзотерическим и духовным учениям, возможен особый трансцендентальный тип коммуникации между людьми, когда осуществляется непосредственный духовный контакт вне привязки к физическому телу.

Однако научных доказательств существования подобного рода трансцендентальной коммуникации пока не получено, и эта концепция носит спекулятивный характер.

Критика трансцендентного в науке

В науке понятие трансцендентного подвергалось критике как ненаучное и спекулятивное. Так, позитивисты настаивали, что подлинное знание может быть только имманентным - основанным на наблюдении, эксперименте и рациональном анализе фактов.

Однако в постпозитивистской философии науки эта критика была признана односторонней. Наука тоже не может обойтись без определенных трансцендентных допущений (вроде веры в объективность законов природы), принимаемых интуитивно или по вере.

Трансцендентное в религиозной критике науки

С другой стороны, сама наука подвергалась критике со стороны религии как неспособная постичь трансцендентную реальность. Наука, с этой точки зрения, замкнута в узких рамках имманентного физического мира и равнодушна к духовным ценностям.

Вместе с тем диалог между наукой и религией в последнее время активизировался. Появились попытки не противопоставлять, а сопоставить эти подходы к реальности с их сильными и слабыми сторонами.

Секуляризация трансцендентного

В современной культуре происходит постепенная секуляризация (обмирщвление) трансцендентного. Если раньше под ним понималась прежде всего реальность Бога, то теперь это скорее некая глубинная основа самого человеческого бытия.

Трансцендентным может объявляться бессознательное, язык, структуры власти и так далее. Происходит своего рода "имманизация" трансцендентного.

Трансгуманистическая трансценденция

Особняком стоят трансгуманистические концепции. Трансгуманизм рассматривает возможность технологического преодоления биологических и психических ограничений человека с помощью NBICS-технологий.

Это позволит достичь качественно нового уровня развития и фактически трансцендировать из биологического состояния в постбиологическое, что некоторыми трактуется как осуществление извечной мечты человечества о прорыве в запредельное.

Комментарии