Подвижные и интеллектуальные игры для школьников
После поступления в учебное заведение у вчерашнего малыша появляются новые обязанности, поручения, и, конечно же, ведущим видом деятельности выступает учеба. Однако не стоит забывать, что игры для школьников продолжают быть эффективным методом, который можно использовать в учебном процессе. Они применяются на занятиях, в том числе во внеурочной деятельности и для воспитательных мероприятий.
Подвижные игры для младших школьников особенно важны, ведь с помощью них можно влиять одновременно на психическую и моторную сферу детей. Состоят они, обычно, из различных движений, которые способствуют укреплению мышц, закаливанию организма, совершенствованию личностных и физических качеств. Особое значение такие игры имеют при работе над сплочением детского коллектива. При наблюдении за поведением школьников в данном виде деятельности, педагоги могут заметить, как совершенствуются отношения между участниками, меняясь в лучшую сторону.
Подвижные игры для школьников, как и любые другие, имеют определенные правила. Они необходимы для того, чтобы дети смогли понять смысл своих действий. Их исполнение очень важно для сути данной деятельности. Если игры для школьников используются для того, чтобы влиять на отношения в коллективе, то взрослый (педагог или воспитатель) обязательно должен следить, чтобы личные интересы ребенок мог подчинить общественным.
Среди популярных детских игр, которые могут использоваться на динамических паузах, уроках физкультуры, в лагерях дневного пребывания, стоит отметить «Море волнуется раз …», «Чехарда», «Казаки-разбойники» и т. д.
Из подвижных игр нужно упомянуть «Западню». Данная игра коллективная. Для ее проведения дети образуют два круга, внутренний и внешний. Под звучащую музыку они двигаются в разные стороны. По сигналу ведущего дети останавливаются, игроки во внешнем круге поднимают руки вверх. Остальные участники бегают через них по различным направлениям. По другому сигналу руки опускаются, кто остался во внутреннем круге – «попал в западню». Так продолжается до тех пор, пока там не останутся практически все участники.
Интеллектуальные игры для школьников способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей. Их содержание подбирается в зависимости от целей, с которыми они будут использоваться. Для развития наблюдательности можно брать такие задания, как «Найди отличия», «Чем отличаются картинки» и т. д.
Коллективные игры для школьников используются во внеурочной деятельности и на основных занятиях. К примеру, игра «Как выглядит твой друг?» способствует сплочению детей, развитию чувства эмпатии и внимания. Правила следующие: дети внимательно смотрят на соседа, затем отворачиваются друг от друга. Далее им задаются вопросы относительно внешнего вида напарника, на которые они должны ответить.