Как написать сопроводительное письмо к резюме без опыта работы: что подчеркнуть и о чем умолчать
Написать грамотное сопроводительное письмо важно для соискателей без опыта работы. Оно позволит рассказать о своих сильных сторонах, убедить работодателя пригласить на собеседование. В этой статье мы дадим полезные советы и шаблоны для таких писем.
Цели и задачи сопроводительного письма без опыта работы
Основная цель сопроводительного письма без опыта работы - компенсировать отсутствие профессионального стажа, показав свои сильные стороны. Что может входить в задачи такого письма:
- Раскрыть мотивацию к работе в данной сфере.
- Показать личностные качества, которые будут полезны на этой должности.
- Объяснить, почему выгодно взять именно вас, несмотря на отсутствие опыта.
Как отмечают эксперты:
Сопроводительное письмо в большей степени направлено на то, что пока не произошло. Здесь вы показываете профессиональные устремления, желание получить должность и внести вклад в развитие предприятия.
То есть в отличие от резюме, где описывается прошлый опыт, в письме вы рассказываете о перспективах.
Какие профессиональные навыки подчеркнуть в сопроводительном письме?
Основной акцент стоит сделать на "мягких навыках". Это:
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Умение работать в команде.
По данным исследований, именно они чаще всего ценятся работодателями наряду с профессиональными знаниями и опытом.
Ниже конкретный пример из сопроводительного письма, где соискательница без опыта работы подчеркивает полезные личные качества:
Могу найти подход к самому сложному клиенту. Энергична, общительна. Быстро воспринимаю информацию, благодаря чему смогу максимально быстро включиться в производственные процессы и принести пользу вашей компании.
Как видно из примера, она акцентирует внимание на таких важных качествах для работы с клиентами, как коммуникабельность, энергичность, способность быстро обучаться.
Как рассказать о своей мотивации и пользе для компании?
Это один из ключевых моментов сопроводительного письма без опыта работы. Ведь если у вас нет профессиональных достижений в этой сфере, то нужно как-то убедить работодателя, что вы действительно хотите работать именно здесь.
Вот несколько советов по этому поводу:
- Объясните, почему вас привлекает эта сфера деятельности, компания.
- Опишите, как вы планируете развиваться на этой должности в будущем.
- Покажите, что готовы полностью отдаться работе и быстро обучаться.
Рассмотрим конкретный пример мотивационного письма от студента:
Я разбираюсь в компьютерных сетях, умею работать с офисной техникой, знаком с профильным программным обеспечением для защиты конфиденциальных данных.
Моим преимуществом станет получаемое мною образование – я обеспечу безопасность локальной сети в вашей организации, защитив данные от хищения. Готов полностью посвятить себя работе, следовать правилам и культуре компании, взамен отдавая энергию и лояльность.
Здесь соискатель показывает свои текущие знания, которые могут быть полезны на должности системного администратора, а также готовность полностью отдаться новой работе.
Давайте рассмотрим конкретные примеры сопроводительных писем без опыта работы для различных специальностей.
Студенты
Вот образец письма для студентки, которая претендует на должность учителя начальных классов:
В июне 2021 года окончила педагогический вуз с отличием. Дипломная работа – «Формирование просодической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста на уроках родного русского языка». В 2020 году успешно прошла практику в Школе No 243, в 2021 году – в Лицее No 12.
Здесь соискательница акцентирует внимание на своих образовательных достижениях и прохождении практики в школах. Это важные аргументы при отсутствии реального опыта работы.
Смена сферы деятельности
Рассмотрим пример сопроводительного письма резюме без опыта работы от кандидата, который решил кардинально сменить профессию:
По образованию я юрист, знаю тонкости российского законодательства, владею навыками деловой переписки. Год работала продавцом. Могу найти подход к самому сложному клиенту. Энергична, общительна.
Хотя опыта в сфере туризма у нее нет, она выделяет полезные качества из предыдущей работы. Такой подход помогает замаскировать отсутствие профильного опыта.
Переход из госсектора в коммерческие компании
Часто люди, проработав много лет на госслужбе, решают попробовать себя в коммерческом секторе. Как в таком случае написать сопроводительное письмо для резюме без опыта работы в бизнесе?
Нужно сделать акцент на универсальных навыках управления, работы с документами, взаимодействия с людьми. А конкретные знания специфики компании можно быстро достичь.
Ошибки в сопроводительных письмах без опыта работы
Чтобы повысить шансы на получение приглашения на собеседование, важно избегать типичных ошибок. К ним относятся:
- Дублирование информации из резюме.
- Использование шаблонных фраз.
- Претензии на завышенную зарплату.
Давайте разберем их более подробно.
Дублирование информации из резюме
Одной из наиболее распространенных ошибок является дублирование в сопроводительном письме данных, которые уже есть в резюме. Например, перечисление мест работы, своего образования. Это лишняя информация, которая не несет ценности для работодателя.
Сопроводительное письмо должно быть максимально персонализировано под конкретную вакансию и компанию. А все фактические данные по биографии и опыту - в резюме.
Использование шаблонных фраз
Еще одна распространенная ошибка - использование общих фраз, которые не несут конкретного смысла. Например, "я коммуникабельный и стрессоустойчивый сотрудник" или "я быстро обучаюсь".
Лучше привести конкретные аргументы и реальные кейсы, демонстрирующие ваши сильные стороны. Тогда убедительность письма значительно возрастет.
Претензии на завышенную зарплату
Иногда соискатели без опыта работы начинают претендовать на очень большую заработную плату, не соответствующую их квалификации и навыкам.
Это сильно снижает шансы на положительное рассмотрение кандидатуры. Разумнее изначально согласиться на меньшую сумму, но зато получить работу и возможности для профессионального роста.
Негативный тон письма
Иногда люди без опыта работы настроены излишне критично. Они могут жаловаться на трудности трудоустройства, критиковать компании за нежелание брать таких сотрудников.
Однако подобный негатив и обвинения точно не произведут хорошего впечатления на работодателя. Лучше придерживаться позитивного и конструктивного тона.
Недооценка важности письма
Новички на рынке труда часто не придают должного значения сопроводительному письму. Они не уделяют внимания его содержанию, структуре, стилю оформления.
Однако это один из ключевых документов в поиске работы. И от того, насколько грамотно оно будет составлено, во многом зависит решение о приглашении кандидата на собеседование.
Чтобы сопроводительное письмо без опыта работы было эффективным, важно правильно его оформить. Рассмотрим основные рекомендации.
Стандартная структура
Сопроводительное письмо, как правило, строится по такой структуре:
- Обращение.
- 1-2 абзаца с упоминанием вакансии и ваших ключевых качеств.
- 1-2 абзаца с описанием мотивации и пользы для компании.
- Выражение благодарности и готовности к встрече.
- Прощальная фраза с контактами.
Короткие предложения и абзацы
Письмо должно быть максимально лаконичным и читабельным. Рекомендуется использовать предложения по 8-15 слов. Абзацы оптимальной длины — 3-5 предложений.
Выделение ключевых моментов
Для удобства восприятия важные мысли можно выделять. Для этого подойдут жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Но не стоит чрезмерно увлекаться - 1-2 выделения за все письмо будет достаточно.
Если в письме присутствуют даты, их оформление должно быть единообразным. Адреса компаний также желательно указывать в одном стиле.
Грамотность и отсутствие ошибок
Очень важно вычитать письмо, убедиться в отсутствии орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок. Даже мелкие опечатки могут снизить впечатление о кандидате.
Как отправить сопроводительное письмо работодателю?
После того как сопроводительное письмо готово, его нужно корректно отправить работодателю. Рассмотрим основные рекомендации.
- Выбор формата файла. Лучше всего сохранять сопроводительное письмо в pdf. Этот формат сохраняет всю разметку документа и исключает случайное искажение текста.
- Отправка вместе с резюме. Письмо обязательно прикрепляют к резюме. Либо отправляют два файла - резюме и сопроводительное письмо в отдельных вложениях.
- Выбор канала отправки. Чаще всего письмо направляют на электронную почту HR-отдела или персонально менеджеру по подбору. Некоторые компании также позволяют прикреплять сопроводительные документы при отклике на вакансии на сайте.
- Персонализация писем. Если вы откликаетесь сразу на несколько вакансий, то каждое письмо должно быть адаптировано под конкретную компанию и должность. Нельзя рассылать одинаковые универсальные шаблоны - это снижает эффективность.
Как узнать результат рассмотрения сопроводительного письма?
Для получения обратной связи после отправки сопроводительного письма есть несколько вариантов действий.
- Ожидание звонка или письма от компании. Самый распространенный вариант - ожидать отклика от компании. Если ваша кандидатура заинтересовала работодателя, вам позвонят или напишут в течение нескольких дней. Сроки могут различаться в зависимости от загруженности HR-отдела и количества откликов на вакансию. Но в среднем компании отвечают в течение 1-2 недель после получения сопроводительных документов.
- Звонок в компанию. Если вы не получили ответа в течение 10-14 дней после отклика, можно самостоятельно позвонить в организацию. Вежливо узнайте о статусе рассмотрения вашего сопроводительного письма и резюме. Возможно, в силу большого потока документов вас случайно не заметили. Либо на данный момент приоритет отдается другим кандидатам. Такой звонок поможет напомнить о себе.
- Повторная рассылка через месяц. Если компания так и не ответила вам в течение месяца, имеет смысл повторно направить сопроводительное письмо и резюме. Вежливо напомните о своей кандидатуре, выразите по-прежнему высокий интерес к вакансии в этой организации. За месяц ситуация могла измениться, появились новые возможности для обсуждения вашего потенциального трудоустройства.