Волюнтаризм и фатализм: суть философских концепций
Волюнтаризм и фатализм - две противоположные философские концепции, касающиеся вопроса свободы воли человека и предопределенности событий в мире. Рассмотрим их более подробно.
Определение понятий
Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - философское учение, согласно которому воля человека является главной движущей силой развития мира и общества. Сторонники волюнтаризма считают, что человек обладает свободой воли и способен самостоятельно принимать решения и оказывать влияние на ход событий.
Фатализм (от лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - мировоззрение, согласно которому жизнь человека целиком предопределена свыше, все события заранее предначертаны судьбой или волей богов. Таким образом, сторонники фатализма отрицают наличие у человека свободы воли.
Основные положения
- Согласно волюнтаризму, человек обладает неограниченной свободой воли и способен своими действиями кардинально менять как собственную жизнь, так и ход исторических событий.
- Фатализм, напротив, утверждает, что все в жизни человека предопределено изначально и не подвластно его воле. Человек лишь исполняет свою заранее предначертанную судьбу.
Волюнтаризм и фатализм являются диаметрально противоположными взглядами на природу человека, его возможности и место в мире.
Аргументы сторонников
Волюнтаризм
- Человек обладает разумом, волей и сознанием, что делает его свободным в выборе своих действий.
- Наличие у человека целеполагания и способности строить жизненные планы свидетельствует о его свободе воли.
- Возможность человека совершать поступки, противоречащие инстинктам и внешним обстоятельствам.
- Способность людей своими действиями менять ход истории.
Фатализм
- Существование объективных законов развития природы и общества, не зависящих от воли отдельного человека.
- Вера в судьбу, предопределение, предсказания как доказательство того, что жизнь человека заранее предрешена.
- Невозможность однозначно объяснить, откуда у человека берется эта самая "свобода воли".
Как видно из приведенных аргументов, волюнтаризм и фатализм базируются на принципиально разных представлениях о человеке и его месте в мире.
Волюнтаризм возвышает человека, наделяя его огромной творческой силой. Фатализм, напротив, полностью подчиняет человека внешним силам, лишая его свободы выбора.
Несмотря на кажущуюся абсурдность фатализма с его слепой верой в предопределение, эта концепция сохраняет определенную популярность и в современном мире. Многие люди искренне верят в то, что их судьба предрешена заранее и не зависит от их воли.
В то же время идеи волюнтаризма лежат в основе современных представлений о свободе и достоинстве человека как высшей ценности.
Критика позиций
Волюнтаризм
- Игнорирование объективных законов развития общества.
- Абсолютизация роли отдельной личности в истории.
- Недооценка детерминирующего воздействия на человека социальной среды и воспитания.
Фатализм
- Отрицание творческой активности и сознательности человека.
- Оправдание социального зла и несправедливости "волей судьбы".
- Способствует пассивности и бездеятельности людей.
Волюнтаризм и фатализм оба не лишены изъянов, поэтому наиболее разумной представляется позиция, сочетающая идею ограниченной свободы воли человека с признанием определенной предопределенности событий объективными законами развития.
Развитие идей волюнтаризма и фатализма в истории философии
Идеи, лежащие в основе волюнтаризма и фатализма, прослеживаются в философских воззрениях мыслителей разных эпох.
Античность
Фаталистические взгляды были характерны для мифологических представлений древних народов о мироустройстве. Считалось, что судьба богов и людей предопределена волей высших сил.
В то же время уже античные философы высказывали идеи, близкие к волюнтаризму. Например, Сократ утверждал, что истинное знание ведет к свободе и добродетели.
Средние века
Христианское учение Средневековья с одной стороны проповедовало предопределение, с другой - наделяло человека свободой выбора между добром и злом.
Новое время
В эпоху Просвещения утверждается вера в силу человеческого разума, ставится под сомнение религиозный фатализм.
Однако в дальнейшем в европейской философии возникает и строгий научный детерминизм, отрицающий свободу воли.
Современность
В XX веке дискуссия между сторонниками волюнтаризма и фатализма принимает новые, подчас экстремальные, формы.
Так, например, идеология нацизма была основана на крайнем волюнтаризме и вере в всесилие "воли к власти".
В наши дни большинство мыслителей придерживаются концепции ограниченной свободы воли, сочетающейся с признанием определенной предопределенности человеческой жизни.
Волюнтаризм, фатализм и религия
Религиозные воззрения также во многом определяют склонность людей к той или иной философской позиции.
Так, христианство с его догматом о божественном предопределении сочетается с идеей нравственного выбора между добром и злом.
В исламе традиционно сильны фаталистические настроения, вплоть до крайнего фатализма некоторых радикальных течений.
Индуизм и буддизм склоняются к идее о кармической предопределенности судьбы человека его прошлыми перерождениями.
Волюнтаризм и фатализм в массовом сознании
Несмотря на усложнение философских дискуссий, в массовом сознании по-прежнему бытуют довольно примитивные формы как волюнтаризма, так и фатализма.
К первому можно отнести слепую веру в "позитивное мышление", согласно которой одни лишь усилия воли способны кардинально изменить судьбу человека.
Проявлениями "бытового фатализма" являются вера в гороскопы, приметы, а также социальный пессимизм и убежденность многих людей в невозможности что-либо изменить в своей судьбе и жизни общества.