Развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому

Что такое высшие психические функции и почему важно понимать их развитие? Краткое определение термина. Приглашение читателя к дальнейшему изучению темы.

История изучения высших психических функций

Понятие высших психических функций было введено в научный оборот известным отечественным психологом Л.С. Выготским в 1930-е годы. Он определял их как наиболее сложноорганизованные психофизиологические процессы, возникающие в ходе культурного развития на основе элементарных "натуральных" функций.

Первоначально Выготский включал в состав ВПФ восприятие, внимание, память, мышление и речь. В дальнейшем представления об этих функциях уточнялись, а их список расширялся за счет таких феноменов, как воображение, воля, эмоции.

Сегодня под высшими психическими функциями понимают следующие способности человека:

  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление
  • речь

Нейропсихологи активно изучают формирование ВПФ, поскольку это дает представление о созревании различных мозговых структур в онтогенезе. Кроме того, анализируя нарушения ВПФ, можно диагностировать локальные поражения головного мозга.

Основные характеристики высших психических функций

По определению Л.С. Выготского, высшие психические функции - это психические процессы, возникающие в результате интериоризации, то есть перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему свернутому плану.

Главное отличие ВПФ от элементарных психических функций состоит в их опосредованном характере. Если элементарные функции носят врожденный, непосредственный характер, то ВПФ формируются в процессе усвоения знаково-символических средств (языка, письма, счета).

Другим важнейшим признаком ВПФ является их произвольность. В отличие от непроизвольного внимания, памяти, воображения у животных, высшие формы этих процессов поддаются сознательному контролю и регуляции со стороны человека.

Наконец, ВПФ отличает осознанный характер. Человек не просто воспринимает, запоминает или думает, но и отдает себе в этом отчет. Он может произвольно направлять свое внимание, ставить определенные мнемические задачи, регулировать мыслительную деятельность.

Различие между высшими и элементарными функциями хорошо видно на примере памяти человека и животных. У животных память носит непроизвольный характер - они запоминают лишь жизненно важные, биологически значимые ситуации. У человека же существует специальная мнемическая деятельность - он может произвольно ставить задачу что-либо запомнить или припомнить.

Развитие высших психических функций

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие высших психических функций носит социально опосредованный характер. Их формирование происходит в процессе интериоризации - перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему осуществлению.

Ключевую роль в этом процессе играет общение ребенка со взрослым. Именно в совместной деятельности и под руководством взрослого функции сначала осуществляются во внешнем плане, а затем переходят во внутренний мыслительный план ребенка.

Законы развития ВПФ

Выготский сформулировал несколько важнейших законов развития высших психических функций:

  • Закон опосредования - переход от примитивных к культурным функциям с помощью психологических орудий;
  • Закон социогенеза - переход функций от межличностного к внутриличностному плану;
  • Закон вращивания - переход внешней предметной деятельности во внутренний план;
  • Закон овладения - использование знаков и символов для организации психической деятельности.

Роль обучения в развитии ВПФ

Л.С. Выготский подчеркивал определяющую роль обучения и воспитания в процессе развития высших психических функций. По его мнению, обучение всегда должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и несколько опережать уровень его актуального развития. Именно тогда оно будет стимулировать формирование ВПФ.

Механизмы развития ВПФ

Основным механизмом развития высших психических функций, по Выготскому, является интериоризация внешней деятельности. Сначала действия осуществляются в практическом плане с опорой на реальные предметы, затем во внешне речи, а потом переходят во внутренний план - в умственные действия и внутреннюю речь.

Для этого процесса характерны такие этапы:

  1. Применение знака как средства для воздействия на другие объекты, например, при обращении за помощью;
  2. Использование знака для воздействия на самого себя, организация собственного поведения;
  3. Внутреннее овладение этим знаковым средством.

Сензитивные периоды в развитии ВПФ

Л.С. Выготскому принадлежит идея о существовании определенных сензитивных (чувствительных) периодов в развитии высших психических функций. Это те возрастные этапы, когда ребенок наиболее восприимчив к усвоению социального опыта и знаний.

Таким ключевым периодом для формирования ВПФ является возраст от рождения до 7 лет. Именно в этот период происходит активная интериоризация, усвоение знаково-символических средств, развитие речи, коммуникативных и познавательных способностей.

Эгоцентрическая речь и развитие ВПФ

Особое внимание Л.С. Выготский уделял роли эгоцентрической (внутренней) речи в процессе формирования высших психических функций. По его мнению, эгоцентрическая речь выполняет планирующую и регулирующую функции, организуя мышление и деятельность ребенка.

С возрастом эгоцентрическая речь все более интериоризуется, превращаясь во внутреннюю речь - важнейшее средство мыслительной деятельности взрослого человека.

Локализация высших психических функций

Современные нейропсихологические данные свидетельствуют о системном характере высших психических функций. Каждая ВПФ обеспечивается работой целых функциональных систем головного мозга.

Вместе с тем, можно говорить о ведущей роли отдельных мозговых структур в реализации той или иной ВПФ:

  • для восприятия - затылочные и теменные отделы коры;
  • для воображения - лобные и височные доли;
  • для памяти - гиппокамп и медиальные отделы височной коры;
  • для мышления - префронтальная кора;
  • для речи - зоны Брока и Вернике в левом полушарии.

Нарушения в развитии ВПФ

Отклонения в развитии высших психических функций могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим относятся различные природные аномалии строения и функционирования мозга. К социальным - неблагоприятные условия воспитания и развития ребенка.

Частые причины нарушений ВПФ:

  • органические поражения ЦНС;
  • сенсорная и эмоциональная депривация;
  • отсутствие целенаправленного обучения и воспитания.

Для коррекции отклонений в развитии ВПФ необходимы специальные психолого-педагогические методы воздействия с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Значение идей Выготского

Теория Л.С. Выготского оказала огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Его идеи социокультурной детерминации высших психических функций, о связи обучения и развития легли в основу культурно-исторической концепции, которая активно разрабатывается современными последователями Выготского.

Комментарии