В 12 веке от Рождества Христова на Руси было относительно спокойно, служились молебны и благочестия в церковных приходах, да землепашеством занимался народ. Всем правил Великий князь Андрей Боголюбский, Юрия Долгорукого сын, при хорошей казне и послушании народа. Одно лишь заботило правителя Владимирского, не было у него храма достойного. Завидовал он по-хорошему князьям киевским, Собор Софийский водвигнувшим. Княжеские амбиции не пропали бесследно, собрал Андрей Боголюбский мастеров из всех стран с повелением выстроить храм белокаменный, ни на какой другой не похожий. Римская империя в лице Фридриха Барбароссы тоже прислала князю Андрею своих мастеров. И в 1158 году зодчие начали строить Успенский собор во Владимире. Строился собор из хорошего камня, цены высокой, но на долгие века. Храм был задуман пятикупольный, с глубоким нефом. Поверху в ряд шли закомары, венчающие двадцать арочных окон второго яруса. Входы закрывались массивными дубовыми дверьми и двери те были с позолотой. С востока собор дополняли три апсиды, большая центральная – главный алтарный придел и две поменьше. Звонницы в соборе не было, рядом выстроили колокольню редкой архитектурной красоты. Колокольня органично дополняет Успенский собор, ее золоченный купол увенчан высоким шпилем, а на месте закомар расположены треугольные фронтоны.
Первым делом Андрей Боголюбский озаботился, чтобы Успенский собор во Владимире возводился высотой большей, чем у
собора Софийского в Киеве. Хотелось князю опередить киевских правителей. Так оно и вышло, высота собора Успения Владимирского 32 с лишним метра, что на несколько метров выше Софийского. И в политическом отношении грандиозный храм давал некоторые преимущества князю Андрею в негласном соперничестве с Киевом. Белокаменный Успенский собор стал родоначальником целого ряда подобных храмов на Руси. Совершенство его архитектуры отразилось и в
Успенском соборе Московского Кремля. Некоторые контуры использовал в своем проекте
Аристотель Фиораванти.Успенский собор во Владимире положил начало новой церковной традиции - резьбе по камню. На его стенах были вырезаны три сюжета : «Восхождение на небо Александра Македонского», «Отроки в огне» и «Сорок севастийских мучеников». Резьбу белокаменную ждала эпоха расцвета. Благодаря успешному применению при отделке Успенского собора, эта методика сразу получила признание. Пока строился Успенский собор, Владимир-град затаив дыхание наблюдал за происходящим. Когда окончилось строительство, собор предстал перед народом владимирским во всей красе. Золоченный центральный купол ослепительно сверкал, все входные двери были тоже в позолоте.
Внутреннее убранство храма переливалось множеством узоров, выложенных из драгоценных камней и жемчуга. Различные сосуды и принадлежности для богослужения были из чистого золота и серебра. Ни в одном русском храме не было такого богатого великолепия. На всем убранстве собора лежала печать роскоши. Подобный храм был только в Ерусалиме - храм царя Соломона. Оставалось дать Успенскому собору духовную жизнь - иконостас. Для росписи икон был приглашен знаменитый Андрей Рублев и
Даниил Черный. Весь 1161 год они писали иконы. И в начале 1162 года собор во Владимире получил иконостас. Когда все было готово, собор открыли для богослужений. Прихожане боялись переступать крыльцо, страх перед восточной роскошью в храме не давал людям спокойно вздохнуть. Богобоязненная паства истово молилась, с опаской косясь на золотые чаши и паникадила.
В 1185 году пришла беда. Случился страшный пожар, который уничтожил все деревянные части в соборе и обуглил белокаменную кладку. Восстановить храм было невозможно и спустя какое-то время зодчие обложили Успенский собор новой кладкой снаружи, заключив его в своеобразный футляр. После многолетних работ храм принял новое обличье. В плане эстетическом он не стал хуже, но значительно увеличился в размерах. В настоящее время Успенский собор во Владимире находится под охраной ЮНЕСКО и входит в реестры самых значительных памятников церковной архитектуры.