Что такое нод в детском саду расшифровка: суть, особенности и актуальность

НОД или непосредственно образовательная деятельность является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Расшифровка этой аббревиатуры, особенности организации НОД, ее роль и значение в развитии дошкольников - это те вопросы, которые мы рассмотрим в данной статье.

Сущность и определение НОД в детском саду

Итак, НОД расшифровывается как непосредственно образовательная деятельность. Это основная форма организации обучения детей в условиях детского сада.

НОД представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей, которая строится на взаимодействии взрослого и ребенка в ходе различных видов деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и направлена на освоение образовательной программы ДОУ.

Основными целями НОД являются:

  • Обучение и воспитание детей в процессе организации различных видов деятельности
  • Всестороннее развитие ребенка-дошкольника
  • Формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения в школе

В отличие от таких форм образовательной работы в ДОУ как игровая деятельность, прогулки, труд, НОД:

  1. Имеет четкую структуру и регламент
  2. Строится с учетом принципа систематичности и последовательности
  3. Ориентирована на достижение конкретной образовательной задачи

Понятие НОД было официально введено в практику работы детских садов с принятием ФГОС ДО в 2013 году. До этого использовалось понятие "занятие", однако оно не вполне отражало современные подходы в дошкольном образовании.

Виды и формы НОД в ДОУ

Что такое нод в детском саду расшифровка предполагает выделение разных видов НОД в зависимости от содержания деятельности детей:

  • Познавательно-исследовательская
  • Коммуникативная (развитие речи)
  • Игровая
  • Музыкальная
  • Двигательная
  • Продуктивная (лепка, аппликация, рисование, конструирование)
  • Трудовая

По форме организации НОД бывает:

  1. Индивидуальной - проводится с одним ребенком
  2. Групповой - в малых группах от 2 до 8 детей
  3. Фронтальной - со всей или частью группы

Особой разновидностью являются интегрированные НОД, предполагающие комплексное освоение разных образовательных областей в рамках одного занятия.

Помимо традиционных форм, педагоги активно используют и нетрадиционные (сюжетно-игровые, тематические досуги и развлечения, заочные путешествия и экскурсии и другие), что позволяет разнообразить образовательный процесс в ДОУ.

Несколько примеров конкретных НОД по образовательным областям ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие: "Мои друзья"
  • Познавательное развитие: "Путешествие в космос"
  • Речевое развитие: "Составляем рассказ по картине"
  • Что такое нод в детском саду расшифровка по музыке: "Веселые нотки"
  • Художественно-эстетическое развитие: "Рисуем пейзаж"
  • Физическое развитие: "Играем в футбол"

Рассмотрев в общих чертах сущность и виды НОД, перейдем к такому важному аспекту как требования к структуре и содержанию НОД в детском саду.

Требования к структуре НОД

Любая НОД должна иметь четкую структуру, включающую следующие обязательные компоненты:

  1. Вводная часть - настрой на занятие, мотивация детей;
  2. Основная часть - решение образовательных задач через разные формы активности;
  3. Заключительная часть - рефлексия, обобщение полученных знаний и впечатлений.

Такая трехчастная структура НОД является наиболее оптимальной с точки зрения динамики и устойчивости внимания детей в процессе что такое нод в детском саду расшифровка.

Содержание НОД

Содержание каждой конкретной НОД определяется на основе:

  • Общей образовательной программы дошкольного образования
  • Возрастных и психологических особенностей детей группы
  • Задач и содержания определенной образовательной области
  • Принципов отбора материала с учетом интеграции образовательных областей

Так, например, что такое нод в детском саду расшифровка по физическому развитию для младшей группы будет отличаться от НОД для подготовительной. В первом случае акцент делается на общеразвивающие упражнения, овладение основными движениями, во втором - на спортивные игры и упражнения.

Критерии отбора содержания НОД

Чтобы обеспечить развивающий эффект занятия, при расшифровка его содержания воспитатель должен опираться на такие критерии как:

  • Соответствие возрастным особенностям детей
  • Научная достоверность и доступность материала
  • Связь с предшествующим опытом детей
  • Проблемность, позволяющая активизировать мышление и поисковую активность
  • Эмоциогенность, вызывающая положительные переживания у детей

Учет всех этих характеристик в совокупности будет способствовать наибольшей результативности и эффективности НОД в дошкольной организации.

Организация НОД в ДОУ

Для качественной организации НОД в детском саду необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, наглядные пособия, дидактические материалы и др.)
  2. Составление перспективных и календарных планов образовательной работы с указанием конкретных НОД
  3. Подбор методического материала для каждой НОД (конспекты, технологические карты и т.д.)
  4. Соблюдение санитарных норм и требований к проведению НОД (длительность, перерывы)

Роль педагога в НОД

Воспитатель ДОУ в процессе НОД выполняет множество функций:

  • Планирует образовательную деятельность
  • Организует и направляет активность детей
  • Создает условия для применения знаний и умений
  • Оценивает эффективность занятия и достижения каждого ребенка

Таким образом, именно от компетентности и квалификации педагога зависит конечный результат НОД.

Документация НОД

Для фиксации что такое нод в детском саду расшифровка процесса и результатов непосредственной образовательной деятельности в ДОУ используется специальная документация:

  1. Календарные и перспективные планы воспитательно-образовательной работы
  2. Конспекты НОД
  3. Табель посещаемости занятий детьми
  4. Диагностические карты освоения программного материала

В данной статье мы подробно разберем, что такое нод в детском саду расшифровка. Рассмотрим определение НОД, виды и формы организации этих занятий в ДОУ.

Комментарии