Что такое нод в детском саду расшифровка: суть, особенности и актуальность
НОД или непосредственно образовательная деятельность является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Расшифровка этой аббревиатуры, особенности организации НОД, ее роль и значение в развитии дошкольников - это те вопросы, которые мы рассмотрим в данной статье.
Сущность и определение НОД в детском саду
Итак, НОД расшифровывается как непосредственно образовательная деятельность. Это основная форма организации обучения детей в условиях детского сада.
НОД представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей, которая строится на взаимодействии взрослого и ребенка в ходе различных видов деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и направлена на освоение образовательной программы ДОУ.
Основными целями НОД являются:
- Обучение и воспитание детей в процессе организации различных видов деятельности
- Всестороннее развитие ребенка-дошкольника
- Формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения в школе
В отличие от таких форм образовательной работы в ДОУ как игровая деятельность, прогулки, труд, НОД:
- Имеет четкую структуру и регламент
- Строится с учетом принципа систематичности и последовательности
- Ориентирована на достижение конкретной образовательной задачи
Понятие НОД было официально введено в практику работы детских садов с принятием ФГОС ДО в 2013 году. До этого использовалось понятие "занятие", однако оно не вполне отражало современные подходы в дошкольном образовании.
Виды и формы НОД в ДОУ
Что такое нод в детском саду расшифровка предполагает выделение разных видов НОД в зависимости от содержания деятельности детей:
- Познавательно-исследовательская
- Коммуникативная (развитие речи)
- Игровая
- Музыкальная
- Двигательная
- Продуктивная (лепка, аппликация, рисование, конструирование)
- Трудовая
По форме организации НОД бывает:
- Индивидуальной - проводится с одним ребенком
- Групповой - в малых группах от 2 до 8 детей
- Фронтальной - со всей или частью группы
Особой разновидностью являются интегрированные НОД, предполагающие комплексное освоение разных образовательных областей в рамках одного занятия.
Помимо традиционных форм, педагоги активно используют и нетрадиционные (сюжетно-игровые, тематические досуги и развлечения, заочные путешествия и экскурсии и другие), что позволяет разнообразить образовательный процесс в ДОУ.
Несколько примеров конкретных НОД по образовательным областям ФГОС ДО:
- Социально-коммуникативное развитие: "Мои друзья"
- Познавательное развитие: "Путешествие в космос"
- Речевое развитие: "Составляем рассказ по картине"
- Что такое нод в детском саду расшифровка по музыке: "Веселые нотки"
- Художественно-эстетическое развитие: "Рисуем пейзаж"
- Физическое развитие: "Играем в футбол"
Рассмотрев в общих чертах сущность и виды НОД, перейдем к такому важному аспекту как требования к структуре и содержанию НОД в детском саду.
Требования к структуре НОД
Любая НОД должна иметь четкую структуру, включающую следующие обязательные компоненты:
- Вводная часть - настрой на занятие, мотивация детей;
- Основная часть - решение образовательных задач через разные формы активности;
- Заключительная часть - рефлексия, обобщение полученных знаний и впечатлений.
Такая трехчастная структура НОД является наиболее оптимальной с точки зрения динамики и устойчивости внимания детей в процессе что такое нод в детском саду расшифровка.
Содержание НОД
Содержание каждой конкретной НОД определяется на основе:
- Общей образовательной программы дошкольного образования
- Возрастных и психологических особенностей детей группы
- Задач и содержания определенной образовательной области
- Принципов отбора материала с учетом интеграции образовательных областей
Так, например, что такое нод в детском саду расшифровка по физическому развитию для младшей группы будет отличаться от НОД для подготовительной. В первом случае акцент делается на общеразвивающие упражнения, овладение основными движениями, во втором - на спортивные игры и упражнения.
Критерии отбора содержания НОД
Чтобы обеспечить развивающий эффект занятия, при расшифровка его содержания воспитатель должен опираться на такие критерии как:
- Соответствие возрастным особенностям детей
- Научная достоверность и доступность материала
- Связь с предшествующим опытом детей
- Проблемность, позволяющая активизировать мышление и поисковую активность
- Эмоциогенность, вызывающая положительные переживания у детей
Учет всех этих характеристик в совокупности будет способствовать наибольшей результативности и эффективности НОД в дошкольной организации.
Организация НОД в ДОУ
Для качественной организации НОД в детском саду необходимо соблюдение ряда условий:
- Наличие развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, наглядные пособия, дидактические материалы и др.)
- Составление перспективных и календарных планов образовательной работы с указанием конкретных НОД
- Подбор методического материала для каждой НОД (конспекты, технологические карты и т.д.)
- Соблюдение санитарных норм и требований к проведению НОД (длительность, перерывы)
Роль педагога в НОД
Воспитатель ДОУ в процессе НОД выполняет множество функций:
- Планирует образовательную деятельность
- Организует и направляет активность детей
- Создает условия для применения знаний и умений
- Оценивает эффективность занятия и достижения каждого ребенка
Таким образом, именно от компетентности и квалификации педагога зависит конечный результат НОД.
Документация НОД
Для фиксации что такое нод в детском саду расшифровка процесса и результатов непосредственной образовательной деятельности в ДОУ используется специальная документация:
- Календарные и перспективные планы воспитательно-образовательной работы
- Конспекты НОД
- Табель посещаемости занятий детьми
- Диагностические карты освоения программного материала
В данной статье мы подробно разберем, что такое нод в детском саду расшифровка. Рассмотрим определение НОД, виды и формы организации этих занятий в ДОУ.