Почему архитектуру храма называют "застывшей музыкой": обоснование метафоры

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве..." - так говорил французский теоретик архитектуры Ле Корбюзье. Действительно, эти два вида искусства имеют много общего. В статье разберем, в чем заключается эта метафора.

Истоки сравнения архитектуры и музыки

Между музыкой и архитектурой есть родство, которое не всегда очевидно при поверхностном взгляде. Но многие мыслители на протяжении истории отмечали их близость.

Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве... - Ле Корбюзье

Что объединяет эти два вида искусства? Прежде всего, ритмичность. Как в архитектуре есть четкий ритм элементов - колонн, арок, окон, так и музыка строится на ритмической основе.

Еще один важный общий признак - гармония. Идеальное соотношение частей, стройность композиции - то, к чему стремятся и зодчие, и композиторы в своем творчестве.

  • Архитектурные формы и контуры зданий формируют наше эмоциональное восприятие пространства.
  • Музыкальная фактура, гармонии, мелодии тоже влияют на настроение слушателя.

Похожее мнение о связи этих искусств выражал и немецкий философ Фридрих Шеллинг. Он назвал архитектуру "застывшей", то есть остановившейся во времени музыкой. Великий поэт Иоганн Гете тоже сравнивал ее с "отзвучавшей мелодией".

Сходство композиционных приемов

Если приглядеться, архитектура и музыка используют похожие композиционные приемы при создании своих произведений.

  1. В основе лежит главная тема или идея. Это как фундамент всего сооружения.
  2. Затем к основной теме добавляются вариации - дополнительные элементы, украшающие, усиливающие, развивающие первоначальный замысел.
  3. Иногда в угоду декору теряется изначальный замысел. Как в архитектуре здание может утонуть в лепнине и скульптурах, так и музыкальная тема заглушается чрезмерными украшениями.
Архитектура Музыка
Основная идея здания Музыкальная тема
Архитектурный декор Музыкальные вариации на тему

И в зодчестве, и в композиторском мастерстве есть опасность излишнего усложнения, когда за множеством "украшений" теряется суть произведения. Грань между гармоничным единством и хаотичным нагромождением деталей порой бывает тонка.

Как отличить прекрасное музыкальное и архитектурное произведение

Несмотря на общность композиционных приемов, между восприятием музыки и архитектуры есть важное отличие - фактор времени.

  • Музыкальное произведение разворачивается во времени, и для того, чтобы оценить всю гармонию целого, нужно его выслушать от начала до конца.
  • Архитектурный шедевр можно оценить, бросив на него один взгляд. Хотя, конечно, чем дольше всматриваешься, тем больше открываешь гармонии и деталей.

Но в чем-то ключевые признаки подлинного шедевра универсальны и для музыки, и для зодчества:

  1. Гармония - идеально слаженное целое.
  2. Математически выверенные пропорции.
  3. Ясность основной идеи.
  4. Мастерское использование художественных средств.

Великие творения в обоих видах искусства, несмотря на разницу в динамике, производят сходное потрясающее впечатление. Перед шедеврами архитектуры порой даже начинает "звучать музыка" в душе созерцающего.

Что такое церковная архитектура

Краткая история важнейших архитектурных стилей храмов

Церковное зодчество на протяжении веков выработало уникальные архитектурные формы, которые и сегодня поражают воображение. Почему архитектуру храма называют застывшей музыкой? В этих величественных сооружениях воплощена особая гармония, близкая к музыкальной.

  • Древнегреческие храмы отличались строгими линиями колонн, устремленных ввысь. Их архитектура как бы воплощала порыв души к высшему началу.
  • Средневековые готические соборы Европы тоже тянулись к небу высокими шпилями, ажурными башнями и огромными витражами. Внутри них царила таинственная атмосфера, располагавшая к молитве.
  • Православные храмы на Руси отличались ясными, строгими формами, гармонией с окружающей природой. Их величественные главы, блестящие на солнце, видны издалека.

Почему готический собор можно назвать "застывшей музыкой"

Готический стиль церковной архитектуры особенно часто сравнивают с музыкой. Почему архитектуру храма называют "застывшей музыкой"? Чтобы понять это, достаточно взглянуть на такой шедевр, как Кельнский собор в Германии.

  • Его остроконечные шпили настойчиво тянутся к небесам, как мелодия, стремящаяся к высшим нотам.
  • Бесчисленные скульптуры и витражи создают сложную полифоническую фактуру из камня, света и цвета.
  • Внутри можно услышать возвышенную музыку оргáна, сливающуюся с общим архитектурным ансамблем в единое целое.

Недаром этот шедевр готики строился на протяжении 600 лет! Столько же музыкантов разных эпох вкладывали в него свое вдохновение.

Классицизм в архитектуре церквей

Эпоха классицизма также оставила свой след в церковном зодчестве. Для нее характерно стремление к гармонии, стройности, ясности форм. Почему эти качества важны и для музыки, и для архитектуры?

Ответ прост - потому что они создают ощущение порядка, ясности, красоты, вызывающее приятные эмоции. Классицизм - это "музыка разума", и в своих лучших проявлениях он доставляет интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

Застывшая красота русского православного храма

Русское церковное зодчество тоже демонстрирует ту гармонию форм и духа, которую можно назвать "застывшей музыкой". Пример - храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Его яркие, сказочные главы напоминают небесную мелодию, остановившуюся в своем движении.

Современная церковная архитектура в поисках гармонии

В XX-XXI веках зодчие также пытаются воплотить музыкальные принципы в храмовых постройках. Однако не всегда это удается. Почему архитектуру храма называют "застывшей музыкой"? Не каждое церковное здание обладает этой особой гармонией.

  • Порой архитекторы чересчур увлекаются авангардными формами, теряя связь с духовной традицией.
  • Бывает и наоборот - храм выполнен в традиционном стиле, но без творческого огня, по шаблону.

Примеры удачного сочетания традиции и новаторства

Однако есть и успешные примеры поиска новой выразительности в рамках церковного канона. Это храмы, чья архитектура застыла в удивительно гармоничных, "музыкальных" формах.

  • Храм Святого Духа в Вильнюсе (Литва);
  • Храм Спаса Преображения в Калининграде (Россия);
  • Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Калининграде (Россия).

В этих церквях удалось органично соединить лучшие достижения прошлого и оригинальные идеи наших дней. Их архитектура и впрямь напоминает музыку, вобравшую классическую мудрость и современные ритмы.

Рекомендации современным зодчим храмов

Почему одни церкви получаются "музыкальными", а другие нет? На что стоит обратить внимание архитекторам, чтобы приблизиться к этому идеалу?

  1. Изучать традиции церковного зодчества своей страны и использовать лучшие достижения прошлого.
  2. Не бояться экспериментировать с формами, но в разумных пределах, не разрушая внутренней гармонии.
  3. Стремиться к математически выверенным пропорциям - это путь к совершенству.

Следуя этим принципам и вдохновляясь высокими образцами мастеров прошлого, возможно возвести храм, чью архитектуру по праву можно назвать "застывшей музыкой".

Комментарии