Почему греются тормозные диски: причины и способы решения проблемы
Перегрев тормозных дисков - распространенная проблема автовладельцев. Давайте разберемся в причинах этого явления и способах борьбы с ним.
Причины перегрева тормозных дисков
Основной причиной перегрева дисков является трение, возникающее при взаимодействии диска и накладки во время торможения. Чем чаще приходится интенсивно тормозить, тем сильнее перегрев. К числу других распространенных причин относятся:
- Несовершенство системы охлаждения дисков
- Деформация и неравномерный износ поверхности дисков
- Установка некачественных или неправильно установленных колодок
- Заедание тормозного суппорта
- Неисправность ступичного подшипника колеса
- Некорректная прокачка тормозной системы после замены деталей
Почему греются тормозные диски? Один из самых частых вопросов автовладельцев при обращении в автосервис. Давайте подробнее разберемся в причинах.
Трение дисков о колодки
Как уже отмечалось, основной причиной является выделение тепла при торможении за счет трения. Это естественный физический процесс преобразования кинетической энергии в тепловую. Чем выше скорость движения перед торможением и чем резче само торможение, тем интенсивнее трение и перегрев.
При городских условиях и частых "старт-стопах" диски практически постоянно находятся в разогретом состоянии и не успевают остывать.
Кроме того, на перегрев влияют и другие факторы - состояние дорожного покрытия, нагрузка автомобиля, исправность тормозной системы в целом.
Недостатки системы охлаждения
Современные дисковые тормоза оборудуются специальными каналами и отверстиями для обдува и отвода нагретого воздуха. Однако при очень интенсивных нагрузках система охлаждения может оказаться недостаточно эффективной.
Кроме того, со временем может нарушаться герметичность системы, засоряться вентиляционные каналы, что приводит к снижению охлаждающего эффекта.
Другие причины
Помимо вышеперечисленного можно отметить такие причины нагрева дисков как:
- Установка некачественных колодок, не соответствующих данной модели автомобиля
- Неправильный монтаж и регулировка колодок
- Нарушение геометрии и зазоров в тормозном механизме
- Неисправности в гидравлической или пневматической частях привода
Все эти факторы могут привести к неравномерному прилеганию колодок к дискам, что вызовет локальный перегрев.
Как определить перегрев тормозных дисков
Для своевременного выявления проблемы водителю важно знать основные признаки перегрева дисков:
- Изменение цвета рабочей поверхности диска на синий, фиолетовый или даже черный
- Резкий запах горящих тормозных колодок
- Появление дыма из-под колеса
- Резкий скрежещущий звук при торможении
- Вибрация рулевого колеса или кузова автомобиля при нажатии на тормоз
Цвет диска | Температура |
Желтый | Норма |
Синий | 300 градусов |
Черный | 500 градусов и выше |
Если вы заметили один или несколько из этих признаков у своего автомобиля, стоит как можно скорее остановиться и дать возможность дискам остыть, а затем обратиться в автосервис.
Перегрев дисков чреват серьезными последствиями как для самой тормозной системы, так и для безопасности движения в целом.
Ухудшение эффективности торможения
Во-первых, при перегреве значительно снижается коэффициент трения между колодками и дисками, что приводит к увеличению тормозного пути.
При температуре свыше 300°С тормозной путь может увеличиться в несколько раз!
Кроме того, перегретые диски деформируются и теряют идеальную геометрическую форму, из-за чего нарушается равномерность прилегания колодок по всей площади трения.
Повреждения дисков и колодок
При температуре свыше 500°С может начаться оплавление и задиры на поверхности дисков, их растрескивание и коробление. Такие диски подлежат замене.
Колодки при перегреве теряют свои эксплуатационные свойства значительно быстрее положенного срока службы.
Нарушения в работе других систем
Из-за перегретых дисков могут срабатывать датчики АБС, которая начнет работать некорректно. Также возможны сбои в работе системы курсовой устойчивости.
"почему греются тормозные диски" - вопрос напрямую связан с последствиями перегрева для безопасной эксплуатации автомобиля.
Способы предотвращения перегрева дисков
Чтобы не допустить перегрева тормозных дисков, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Плавное вождение, избегание резких торможений
- Своевременная замена изношенных дисков и колодок
- Регулярное техобслуживание тормозной системы
- Использование качественных материалов дисков и накладок
Также полезно усовершенствовать штатную систему охлаждения дисков дополнительными воздуховодами или установкой вентиляторов.
Плавное вождение
Один из основных советов для предотвращения перегрева дисков - максимально плавное вождение, особенно в городских условиях, избегание резких разгонов и торможений.
Своевременное техобслуживание
Регулярная проверка состояния тормозной системы, диагностика люфтов в подвеске и износа деталей поможет вовремя обнаружить возможные неполадки и устранить их.
Греются диски гораздо быстрее при наличии каких-либо неисправностей в тормозном приводе или из-за неправильной регулировки механизма.
Действия при перегреве тормозных дисков
Если вы почувствовали признаки перегрева тормозных дисков во время движения, необходимо предпринять следующие действия:
- Немедленно остановиться в безопасном месте
- Дать дискам возможность остыть в течение нескольких минут
- Проверить визуальное состояние дисков и колодок
- Осторожно протестировать работу тормозов на малой скорости
- Обратиться в автосервис для проверки и ремонта тормозной системы
Немедленная остановка
Как только вы почувствовали запах гари, услышали визг тормозов или заметили дым из-под колеса, нужно, не доводя диски до критического перегрева, остановить автомобиль в безопасном месте обочины или парковки.
Охлаждение дисков
Прежде чем продолжать движение, необходимо дать дискам как следует остыть в течение нескольких минут. Сразу после остановки диски еще горячие, и при повторном торможении перегрев может усилиться.
Осмотр и проверка
Затем следует визуально осмотреть диски и колодки, обращая внимание на их цвет, состояние рабочей поверхности, следы задиров, наличие трещин и сколов. Также попробовать на малой скорости задействовать тормоза и оценить их работу.
Обращение в автосервис
Даже если после остывания и проверки вы смогли продолжить движение, обязательно как можно скорее обратитесь в автосервис для полноценной диагностики тормозной системы с целью выявления и устранения неисправности.
Правила эксплуатации тормозных дисков
Для предотвращения перегрева и преждевременного выхода дисков из строя рекомендуется придерживаться следующих правил эксплуатации:
- Соблюдать периодичность замены дисков согласно регламенту
- Не эксплуатировать диски с превышением износа
- Периодически проверять работу системы охлаждения
При необходимости можно модернизировать штатную систему охлаждения или установить более совершенные диски из современных материалов.