Почему жанр "Грозы" часто определяется как "русская трагедия"? Объяснение

Почему "Грозу" Островского часто называют русской трагедией? Этот вопрос вот уже полтора века волнует литературоведов и читателей. Давайте разберемся в этой загадке и узнаем, почему гениальное произведение великого драматурга до сих пор вызывает споры о своем жанре.

1. История создания пьесы "Гроза"

Александр Николаевич Островский - выдающийся русский драматург XIX века, автор множества пьес, вошедших в золотой фонд русской литературы. Его перу принадлежит и знаменитая "Гроза", написанная в 1859 году.

Пьеса "Гроза" была создана Островским после его путешествия по Волге, где он, возможно, стал свидетелем реальных событий, легших в основу сюжета.

Впервые "Гроза" была поставлена в Александринском театре в 1859 году и имела огромный успех у зрителей. Публика была потрясена мастерством Островского в изображении русского провинциального быта и характеров.

Несмотря на восторженную реакцию публики, сам Островский определил жанр своего произведения как "реалистическая драма" . Однако многие читатели и критики увидели в "Грозе" черты трагедии.

2. Сюжет и главные герои "Грозы"

Действие "Грозы" происходит в вымышленном провинциальном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Этот сонный городок словно застыл во времени, в нем царят косность и рутина. Центральное место в пьесе занимает семья Кабановых.

  • Катерина - молодая и красивая жена Тихона Кабанова, выросшая в другом городе в атмосфере любви и свободы.
  • Тихон - никчемный и слабохарактерный муж Катерины, боящийся свою деспотичную мать.
  • Кабаниха - властная и жестокая мать Тихона, держащая всех в доме в ежовых рукавицах.

Основной конфликт пьесы разгорается между Катериной и Кабанихой. Молодая героиня не выдерживает гнета свекрови и находит утешение на стороне, изменив мужу. Этот трагический поступок приводит к гибели Катерины.

3. Драматические черты "Грозы"

В "Грозе" Островского ярко проявляются черты драматического жанра. Это, прежде всего, бытовой конфликт в заурядной купеческой семье и предельный реализм в изображении провинциальной жизни.

Язык персонажей насыщен разговорными интонациями, пословицами и поговорками. Например, типичное для Кабанихи высказывание:

"Нельзя, матушка, без греха: в миру живем..."

Отношения Катерины с мужем и свекровью пропитаны подлинным драматизмом. Невыносимая атмосфера дома Кабановых в конечном счете подталкивает героиню к трагическому финалу.

4. Трагедийное начало произведения

Несмотря на ярко выраженные элементы драмы, в произведении Островского присутствуют и черты трагедии как более высокого жанра.

Во-первых, в основе сюжета лежит трагический конфликт между новым и старым, между стремлением к свободе и деспотизмом старших. Этот конфликт воплощен в противостоянии Катерины и Кабанихи.

Во-вторых, развязка пьесы трагична - происходит гибель главной героини. Ее смерть является актом протеста против невыносимых условий жизни.

В-третьих, "Гроза" затрагивает вечные философские темы о свободе и достоинстве человека. Жажда свободы толкает Катерину на роковой поступок.

И наконец, характер Катерины выделяется среди других персонажей своей неординарностью. Ее стремление вырваться за рамки обыденности роднит ее с трагическими героями.

5. "Русскость" "Грозы" Островского

Почему жанр "Грозы" часто определяется как "русская трагедия"? Потому что Островский воссоздал в пьесе типичный русский провинциальный быт со всеми его особенностями.

Действие происходит в вымышленном городке Калинове, но этот городок как будто списан с натуры. Его обитатели - купцы, мещане, чиновники - являются характерными представителями русской глубинки XIX века.

Островский мастерски передает национальный колорит в языке своих героев, используя пословицы, поговорки, слова-архаизмы. Например, Кабаниха произносит:

"Далеко не ходила, а слыхать много слыхала..."

6. Катерина - трагическая героиня

Главная героиня пьесы Катерина обладает чертами трагической героини. Она стремится вырваться из-под власти Кабанихи и патриархальных устоев жизни.

Почему ее поступок можно назвать трагическим? Потому что она идет против неписанных законов и это приводит к ее гибели. Смерть для нее оказывается единственным выходом из сложившейся ситуации.

Таким образом, образ Катерины придает пьесе Островского черты подлинной трагедии. Ее судьба воплощает вечный конфликт свободолюбивой личности и окружающей среды.

7. Другие персонажи пьесы

Помимо Катерины, в пьесе действует целый ряд других персонажей. Рассмотрим some of них подробнее.

Борис Григорьевич - молодой купец, двоюродный брат Кабанихи. Он влюбляется в Катерину и становится ее любовником. Однако Борис - натура слабая и безвольная. Он не решается взять на себя ответственность и уехать вместе с Катериной.

Тихон Игнатьевич Кабанов - муж Катерины. Это покорный и трусливый человек, всецело зависящий от воли матери. Он не смеет заступиться за жену.

Варвара - свояченица Катерины, типичная мещанка. Она лицемерна и двулична: сочувствует Катерине, но в то же время судачит про нее с городскими сплетницами.

8. Философское звучание пьесы

Почему жанр "Грозы" часто определяется как "русская трагедия"? Потому что эта пьеса поднимает вечные философские вопросы о свободе личности, о противостоянии человека и общества.

Гибель Катерины становится актом протеста против деспотизма власти и рабской покорности окружающих. Ее трагедия обретает символическое звучание борьбы за право быть свободной личностью.

Эта философская глубина и придает пьесе Островского масштаб настоящей трагедии далеко выходящей за рамки бытовой драмы.

9. Заключение: драматическая основа и трагедийное начало

Итак, каков же жанр пьесы "Гроза"? На наш взгляд, ее основу составляет социально-бытовая драма, изображающая повседневную жизнь русской провинции.

В то же время присутствуют и элементы трагедии: острота конфликта, философская проблематика, гибель героини. Это сочетание драматического и трагического начал и придает пьесе неповторимое своеобразие.

Поэтому определение "Грозы" как "русской трагедии" вполне обоснованно и отражает уникальность этого произведения Островского в контексте всей русской литературы.

Комментарии