Почему у Салтыкова-Щедрина двойная фамилия: история и значение

Двойная фамилия Салтыкова-Щедрина интригует уже не одно поколение читателей. Откуда взялось это сочетание и почему писатель взял псевдоним? Давайте разберемся вместе.

Происхождение фамилии Салтыковых

Фамилия Салтыковых берет свое начало от прозвища "Салтык", которое в свою очередь произошло от тюркского слова, означавшего "солонина". Предки Салтыковых занимались производством и торговлей солью.

Впервые фамилия Салтыков упоминается в летописях XV века. Родоначальником считается Федор Салтык, живший при дворе великого князя Василия Темного. Его потомки служили московским князьям на военном и административном поприще.

Салтыковы сыграли заметную роль в политической жизни Московского государства XVI-XVII веков. Они занимали высокие придворные должности, участвовали в заключении брачных союзов с иностранными монархами.

К XVIII столетию Салтыковы породнились с влиятельными дворянскими родами Российской империи. Они владели обширными поместьями, крепостными, занимали государственные посты. Так, Михаил Евграфович Салтыков, отец писателя Салтыкова-Щедрина, был генерал-майором и предводителем дворянства Калужской губернии.

История рода Щедриных

Родоначальником Щедриных был боярин Василий Щедрый, живший в XV веке. Согласно преданию, ему было дано прозвище Щедрый за стремление помогать людям и жертвовать средства на храмы. Потомки Василия также славились своей добротой и гостеприимством.

В XVII столетии Щедрины породнились с царской фамилией Романовых. Они владели высокими чинами и обширными землями в центральных губерниях России. Многие Щедрины посвятили себя военной или гражданской службе.

К XIX веку род Щедриных разветвился на несколько влиятельных ветвей. Одни из них подвизались на поприще чиновничества, другие посвятили себя литературному творчеству и просветительской деятельности.

Почему двойная фамилия у Салтыкова Щедрина, читайте далее.

Михаил Евграфович Салтыков — биография

Михаил Евграфович Салтыков родился в 1826 году в семье генерал-майора Евграфа Васильевича Салтыкова. Получил блестящее домашнее образование, в совершенстве владел несколькими иностранными языками.

В возрасте 18 лет начал службу в лейб-гвардии Конном полку. Однако вскоре оставил военную карьеру и посвятил себя государственной гражданской службе. Занимал посты вице-губернатора в Рязани и Твери.

С 1856 года начал печататься как публицист под псевдонимом Н. Щедрин. Его произведения пользовались большой популярностью у читателей благодаря сатирическому изображению нравов чиновничества и критике крепостничества.

Выбор псевдонима

Почему Салтыков взял псевдоним Щедрин? Этот вопрос до сих пор вызывает споры историков.

По одной из версий, псевдоним был выбран в честь предков Салтыкова по материнской линии, которые происходили из рода Щедриных. Так писатель решил отдать дань уважения этому старинному аристократическому роду.

Фамилия Салтыков-Щедрин была псевдонимом писателя. Он печатал свои произведения под именем «надворного советника Николая Щедрина». По одной из версий, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы». По другой — он позаимствовал фамилию у кого-то из знакомых.

В 1848 году Салтыков-Щедрин написал свою вторую повесть «Запутанное дело». В ней он вслед за писателями Николаем Гоголем​ и Федором Достоевским​ создал свой образ маленького человека​. Его герой Иван Мичулин — выходец из небогатой дворянской семьи. Он, по словам литературоведа Константина Тюнькина, «вовсе не мыслитель и не деятель, просто ищет своего места под солнцем и, оказавшись лишним «на пиру жизни», погибает, так и не поняв, зачем искал, страдал, чувствовал — зачем жил».

Будущий писатель рано начал учиться

С трех лет Салтыков-Щедрин наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры. Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки. С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник​ Павел Соколов​, а латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в учебное заведение Салтыкова-Щедрина готовила и сестра Надежда, выпускница института благородных девиц.

В августе 1836 года Салтыков-Щедрин успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский​, драматург Александр Грибоедов​, писатель Михаил Лермонтов​. Учился Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших воспитанников в Царскосельский лицей, где раньше учился Александр Пушкин​. В 1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.

«Как ловко сидели на них «собственные» мундиры и курточки! Как полны были их несессеры всякого рода туалетными принадлежностями! Как щедро платили они дядькам! с какою непринужденностью бросали деньги на пирожки и другие сласти! с какой грацией шаркали ножкой перед воспитателями и учителями!.. У меня не было ни собственного мундира, ни собственной шинели с бобровым воротником. В казенной куртке, в холодной казенной шинельке, влачил я жалкое существование, умываясь казенным мылом и причесываясь казенною гребенкою. Вид у меня был унылый, тусклый, не выражавший беспечного доверия к начальству, не обещавший в будущем ничего рыцарского…»Михаил Салтыков-Щедрин, книга очерков «В больнице для умалишенных», 1872 год

Ссылка в Вятку

Салтыков-Щедрин только получил повышение до титулярного советника, когда 20 апреля 1848 года в его квартире появился жандарм с предписанием ехать в какую-то «северную трущобу». Писателя выслали на службу в Вятку. Он прожил там до ноября 1855 года, и все это время ему было запрещено писать.

Связи с прежней жизнью разом порвались; редко кто обо мне вспомнил, да я и сам не чувствовал потребности возвращаться к прошедшему. Новая жизнь со всех сторон обступила меня <…> Целых восемь лет я вел скитальческую жизнь в глухом краю. И возлежал на лоне у начальника края, и был отметаем от оного; был и украшением общества, и заразою его; и удачи, и невзгоды — все испытал, что можно испытать на страже обязательной службы, среди не особенно брезгливых по служебной части коллег. Конца этому положению я не предвидел. Сначала делал некоторые попытки, чтобы высвободиться, но чем дальше шел вглубь, тем более и более обживался. (Михаил Салтыков-Щедрин, цикл очерков «Мелочи жизни», 1887 год)

Писатель воспринял ссылку, как гром среди ясного неба - за публикацию вольнодумных сочинений Михаила Салтыкова отправили в ссылку в Вятку...

Это была не та ссылка, что представляется нашим современникам, отягощенным печальными знаниями. Салтыкову просто пришлось переехать в провинцию, где он был прилично размещен, имел возможность служить и получать жалование, делал карьеру, через полгода став старшим чиновником для особых поручений при вятском губернаторе, вращался в местном обществе, поддерживал переписку с родными...
Но Михаил, вырванный из петербургско-московского круга, воспринял это как полный крах всего...

Когда в Москву?

В 1851 году в Вятку приехал новый вице-губернатор Аполлон Болтин. Вскоре Салтыков-Щедрин сблизился и с ним, часто бывал в гостях и влюбился в одну из дочерей чиновника — Елизавету.

Он писал:«То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!»

Вскоре губернатора с семьей перевели во Владимир, и перед их отъездом писатель попросил у Болтина руки его дочери, но тот посчитал, что Елизавета еще слишком юна, и отложил ответ на год.

Болтин разрешил помолвку только в апреле 1855 года!

Салтыков-Щедрин несколько раз писал императору и просил освободить его из ссылки за хорошую службу.

За писателя хлопотали родители и друзья, однако ответ был один — «рано».18 февраля 1855 года скончался Николай I. А в сентябре в Вятку приехал генерал-адъютант Петр Ланской — двоюродный брат министра внутренних дел Сергея Ланского — с женой Натальей Гончаровой-Пушкиной.

Им представили Салтыкова-Щедрина как талантливого человека и бывшего лицеиста​, который, подобно Пушкину, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской написал брату официальное письмо, в котором

просил «исходатайствовать» Салтыкову-Щедрину «всемилостивейшее прощение». 12 ноября министр внутренних дел доложил о писателе Александру II​, и тот приказал «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».

В начале 1870-х у Салтыкова-Щедрина и Елизаветы родились двое детей — Константин и Елизавета. Дочь его друга Софья Унковкая вспоминала:

«Издавая свои сочинения, всегда мечтал составить капитал не менее как в 300 тысяч, чтобы обеспечить жену, сына и дочь, и это ему удалось. К концу жизни капитал его как раз равнялся этой цифре, который он разделил между тремя».

Мать писателя в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина

Ольга Михайловна Салтыкова, рожденная Забелина (1801-1874), мать сатирика, была человеком совсем иной, прямо противоположной психологической складки, чем ее муж.

Все отзывы современников рисуют ее женщиной с сильным почти деспотичным характером, по-своему очень одаренной незаурядным практическим умом, деловой сметкой и неистощимой энергией.

«Властная женщина была бабушка моя Ольга Михайловна, - сообщает в своих воспоминаниях племянница сатирика О.И. Зубова.

Женщина недюжинного ума, «министр в юбке», как отзывались о ней соседи - помещики, она долгие годы держала в повиновении и мужа, и детей, и даже весь уезд. К ней прибегали за помощью в делах общественных и семейных, и везде она вершила суд и расправу».

О «чрезвычайно властном характере» матери сатирика говорит с его слов в своих известных «Воспоминаниях» и близкий друг его доктор Н.А. Белоголовый. «Боярыней Морозовой» назвал Ольгу Михайловну знавший ее в пятидесятые - шестидесятые годы Е.И. Якушкин – юрист и этнограф, сын декабриста, имея ввиду, конечно, опять таки крутость, властность ее нрава.

А сам Салтыков, несомненно, именно от матери унаследовал ряд черт своего психологического типа и характера - резкою прямоту, не знавшую никаких условных смягчений и поэтому казавшуюся современникам грубостью, суровую трезвость мышления, энергию деловитости, наконец отличавшее его всегда чувство самостоятельности и независимости, охарактеризовал однажды Ольгу Михайловну по-Щедрински выразительным словом «кулак - баба».

Впечатление от сильной и яркой фигуры матери, как и от всей ее деятельности, оставило глубокий след в творчестве Щедрина.

Творчество Михаила Салтыкова-Щедрина

Литературное творчество Михаила Салтыкова-Щедрина достигло своего расцвета после того, как автор вернулся из вятской ссылки. В 1856–1857 гг. он пишет «Губернские очерки» – цикл, публиковавшийся в журнале «Русский вестник». В них сатира на злоупотребления чиновников и беззаконие провинциальной жизни сменялась грустными лирическими отступлениями, что заставляло современников возводить литературную манеру Салтыкова-Щедрина к традициям Гоголя.

С конца 1850-х гг. Михаил Евграфович много писал для различных журналов: его публикации выходили в «Русском вестнике», «Атенее», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике», «Московских ведомостях» и журнале «Время», но чаще всего статьи, рассказы и небольшие сцены Салтыкова-Щедрина появлялись на страницах «Современника».

С конца 1860-х гг. литературная и редакторская деятельность Салтыкова-Щедрина была связана с журналом «Отечественные записки», которым с 1868 года руководил Н.А. Некрасов. С этого времени и до закрытия журнала писатель публиковал в нем все свои произведения, интенсивно работал как редактор, наставник для молодых литераторов, а после смерти Некрасова в 1878 году взял на себя управление изданием. В «Отечественных записках» увидели свет такие произведения Салтыкова-Щедрина как «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы» и многие другие.

При чем тут сказки

В 1880-е гг. Салтыков-Щедрин все чаще обращался к фантастическим, сказочным сюжетам. В эти годы он создал свои знаменитые сатирические сказки, в том числе «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист». Эти и многие другие сказки, включая и более ранние («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), вошли в цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Один из цензоров писал:

«То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства».

Вторую и третью серии сказок цензура не пропустила, а в апреле 1884 года «Отечественные записки» закрыли за «вредное направление». Сборник «Сказки», цикл очерков «Мелочи жизни» и автобиографический роман «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин публиковал уже в журнале «Вестник Европы». Но не все сказки вышли в печать при жизни автора.

Параллельно писатель создавал романы «Современная идиллия» и «Господа Головлевы»​, а также цикл «Пошехонские рассказы».

Подводя итоги о творчестве писателя

В произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина исследователи чаще всего отмечают именно сатирическую составляющую. Писатель едко высмеивал пороки общественной жизни – как современной ему, так и прошлой: к идеализации российской истории он, как можно судить по «Истории одного города», отнюдь не был склонен.

В этой сатирической хронике Салтыков-Щедрин пародировал стилистику летописей, официальных «историй» и документов, доводя описание жизни вымышленного города Глупова до абсурда и фантасмагории. За политической сатирой, впрочем, скрывались и более глубокие социальные наблюдения писателя, его размышления над самим ходом русской истории, над важнейшими чертами национального характера.

Комментарии