Почему гудит гидроусилитель руля (ГУР): разбираемся в причинах
Гидроусилитель руля (ГУР) - важнейший элемент системы рулевого управления, отвечающий за легкость вращения рулевого колеса. Поломка ГУР чревата потерей контроля над автомобилем и аварией. Давайте разберемся в типичных причинах гула гидроусилителя и способах решения проблемы.
Кратко о работе гидроусилителя руля
ГУР предназначен для уменьшения физических усилий водителя при повороте рулевого колеса. Это достигается за счет использования энергии рабочей жидкости, прокачиваемой специальным насосом по замкнутому контуру.
Основа гидроусилителя - объемный насос с приводом от двигателя через ремень. Он создает давление рабочей жидкости, необходимое для работы гидроцилиндра в рулевом механизме.
Рабочая жидкость поступает по трубопроводам высокого давления к исполнительному механизму - гидроцилиндру в составе рулевой рейки или редуктора. Гидроцилиндр преобразует давление жидкости в механическое перемещение сошки, облегчая поворот колес.
Основные элементы ГУР, подверженные износу:
- насос гидроусилителя с подшипниками;
- ремень привода насоса;
- рулевая рейка или редуктор;
- шланги и трубопроводы высокого давления.
Гул ГУР на холодную машину
На холодном двигателе вязкость масла ГУР значительно выше. Это затрудняет работу насоса и способствует появлению шумов.
Частая причина гула гидроусилителя при запуске непрогретого авто - завоздушенность системы. Воздух может попасть в гидравлику из-за:
- некорректно проведенной заливки или замены рабочей жидкости с недостаточной последующей прокачкой;
- утечек через изношенные уплотнения и микротрещины в шлангах или корпусе насоса.
Еще одна распространенная причина гула гидроусилителя при запуске - усиленное сопротивление вязкого масла движению деталей насоса. На холодную машину это проявляется особенно заметно.
Признаки неисправностей ГУР на холодном двигателе:
- характерный металлический гул при вращении руля;
- шум усиливается на малых оборотах двигателя;
- ощущается повышенное сопротивление повороту руля.
Решение проблемы:
- Проверить уровень жидкости в бачке ГУР, при необходимости долить.
- Выявить возможные утечки в системе, устранить дефекты уплотнений, шлангов.
- Заменить рабочую жидкость в ГУР на рекомендуемый производителем аналог.
- Тщательно прокачать систему ГУР от возможных воздушных пробок.
Гудение гидроусилителя на прогретом двигателе
После прогрева двигателя вязкость масла ГУР снижается, его рабочие характеристики улучшаются. Однако на этом этапе на первый план могут выйти другие дефекты.
Наиболее распространенная причина гула в прогретом состоянии - износ деталей насоса гидроусилителя (подшипников, втулок, ротора, статора). Это приводит к нарушению гидравлических характеристик, пульсациям потока и вибрациям.
Изношенный насос гидроусилителя начинает работать все более неравномерно, периодически усиливая и ослабляя напор жидкости, что и создает характерный металлический гул.
Сопутствующие признаки износа насоса ГУР:
- неравномерность вращения руля, ощущение "заеданий";
- появление вибраций на рулевом колесе;
- усиление/ослабление гула при изменении оборотов двигателя.
Для точной диагностики состояния насоса и других элементов ГУР необходимо провести профессиональную диагностику системы с использованием специального оборудования.
Гул гидроусилителя при вращении руля до упора
При крайних углах поворота руля система ГУР испытывает повышенные нагрузки, приближаясь к максимальным рабочим параметрам по давлению жидкости.
В таких режимах возможно усиление шумов даже от технически исправного гидроусилителя. Однако частое удержание руля в крайних положениях не рекомендуется, поскольку приводит к перегреву и ускоренному износу насоса.
Наработка насоса в часах до капремонта | 5000 |
Ресурс ремня привода ГУР в км пробега | 60000 |
Как видно из приведенной таблицы, ресурс основных элементов гидроусилителя ограничен. Поэтому важно соблюдать правила эксплуатации и своевременно менять изношенные детали.
Далее подробно разберем типичные признаки неисправностей гидроусилителя и способы их устранения.
Для выявления реальных причин гула в гидроусилителе руля необходимо провести комплексную диагностику системы.
Пошаговый алгоритм диагностики ГУР:
- Проверить визуально целостность всех элементов системы, наличие внешних повреждений, подтеков жидкости.
- Оценить уровень и внешний вид рабочей жидкости в бачке ГУР. При необходимости слить старую жидкость и залить свежую.
- Запустить двигатель на холостом ходу, послушать гидроусилитель на разных температурных режимах - холодный, прогретый.
- Поворачивать руль в обе стороны на разных оборотах двигателя, отмечая характер гула.
- Оценить работу ГУР в крайних положениях руля.
- Сделать вывод о возможных дефектных узлах по совокупности признаков.
Профилактика поломок гидроусилителя
Почему гудит ГУР или гидроусилитель? Во многих случаях причиной является недостаточно качественное обслуживание системы.
Для предотвращения проблем с ГУР рекомендуется:
- Регулярно менять жидкость в системе согласно регламенту, использовать жидкости от проверенных брендов.
- Контролировать уровень жидкости, отсутствие подтеков, признаков утечек.
- Следить за состоянием и натяжением ремня привода насоса.
- При замене жидкости тщательно удалять воздух из системы.
Последствия отказа гидроусилителя
Неисправности в работе гудит гидроусилитель руля приводят к потере эффективности гидроусилителя, увеличению усилия при повороте руля.
Это значительно осложняет управление автомобилем, делает невозможными резкие маневры и повышает вероятность ДТП.
Поэтому при любых отклонениях в работе системы, таких как гул гидроусилителя, следует срочно обращаться на сервис для диагностики и ремонта.
Капитальный ремонт или замена гидроусилителя
Со временем из-за износа основных элементов требуется капитальный ремонт или полная замена гудит гидроусилитель.
О необходимости ремонта или замены свидетельствуют:
- Резкий металлический скрежет или вой гидроусилителя во время работы.
- Резкое увеличение усилия при повороте руля.
- Течь рабочей жидкости из сальников.
- Частое попадание воздуха в гидросистему из-за больших внутренних зазоров.
В таких случаях ремонт уже нецелесообразен, проще заменить гидроусилитель на новый.
Выбор нового гидроусилителя для замены
При необходимости установки нового гидроусилителя важно правильно подобрать модель.
Основные критерии выбора:
- Совместимость с конкретной моделью и модификацией автомобиля.
- Идентичные размеры и компоновка разъемов.
- Подходящая производительность насоса исходя из параметров авто.
- Наличие необходимых адаптеров и жгутов в комплекте.
Лучше приобретать гидроусилители проверенных брендов, которые зарекомендовали себя надежностью и долгим сроком службы.
Инновационные решения проблем с гидроусилителем
Современные технологии позволяют не только качественно ремонтировать гидроусилитель, но и улучшать его характеристики.
Например, составы вроде «Рестарт» на основе нанокерамики заполняют микротрещины в деталях насоса, восстанавливая геометрию поверхностей и уменьшая трение. Это повышает производительность и снижает шум гидроусилителя.
Применение синтетических жидкостей улучшенного состава также позволяет увеличить интервалы замены и срок службы гидравлики.
Кроме того, появляются почему гудит гур с электронным управлением, которые оптимизируют работу гидравлики по сигналам от датчиков для конкретных условий движения.
Правила эксплуатации гидроусилителя
Для предотвращения проблем с гидроусилителем и продления срока его службы следует придерживаться следующих правил:
- Регулярно проверять уровень рабочей жидкости в бачке ГУР и отсутствие утечек.
- Менять жидкость и фильтры согласно регламенту техобслуживания автомобиля.
- Избегать удержания руля в крайних положениях во время стоянок и движения.
- Не эксплуатировать автомобиль с недолитой или загрязненной жидкостью в ГУР.
- Своевременно менять изношенные детали гидроусилителя.
Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит надолго забыть о проблеме почему гудит гидроусилитель руля.