Что такое климат контроль в автомобиле: для чего это нужно и как работает

Комфортная температура в салоне автомобиля - то, без чего трудно представить современную поездку. Узнайте, как устроена система климат-контроля, чем она отличается от обычного кондиционера и почему это важно.

Что представляет собой климат контроль в автомобиле

Климат-контроль - это высокотехнологичная система, которая объединяет несколько элементов для создания комфортного микроклимата в салоне:

  • кондиционер для охлаждения воздуха;
  • отопитель (печка) для нагрева;
  • датчики температуры и влажности;
  • система фильтрации;
  • электронный блок управления (компьютер).

В отличие от простого кондиционера, климат-контроль умеет не только охлаждать, но и подогревать воздух, а также поддерживать заданный температурный режим в автоматическом режиме. Это важно для комфорта и безопасности водителя и пассажиров.

Какие бывают системы климат контроля

По зонам регулировки различают однозонные, двухзонные, трехзонные и четырехзонные климатические системы:

  1. Однозонные - настраивают температуру по всему салону;
  2. Двухзонные - отдельно для водителя и пассажира спереди;
  3. Трехзонные - еще и для пассажиров сзади;
  4. Четырехзонные - индивидуально для каждого пассажира.
Чем больше зон - тем дороже и комфортнее система. Но даже однозонный климат-контроль эффективнее обычного кондиционера.

Компоненты и принцип работы

Рассмотрим, как устроена типичная трехзонная система климат-контроля в автомобиле и из каких частей она состоит:

  • Кондиционер и отопитель для охлаждения и нагрева воздуха;
  • Воздуховоды и вентиляторы для подачи воздуха в салон;
  • Датчики температуры снаружи и внутри авто;
  • Датчик влажности и солнечного света;
  • Фильтры для очистки воздуха;
  • Панель управления с регуляторами;
  • Электронный блок управления (компьютер).

В общем виде принцип работы климат-контроля такой:

  1. Датчики фиксируют температуру снаружи и внутри машины, уровень влажности, интенсивность солнечных лучей.
  2. Эта информация поступает в электронный блок управления (компьютер).
  3. Блок управления включает кондиционер и отопитель, чтобы довести температуру воздуха до заданной водителем.
  4. Очищенный и подогретый/охлажденный воздух подается вентиляторами в салон по воздуховодам.
  5. Поддержание температуры в автоматическом режиме (с учетом внешних факторов).

Таким образом обеспечивается комфортная температура воздуха в салоне автомобиля.

Как пользоваться климат контролем

Управление климатической системой осуществляется с помощью панели на центральной консоли. Рассмотрим основные органы управления и режимы работы.

Включение и выключение

Для включения или отключения климат-контроля используется кнопка ON/OFF на панели управления. Иногда вместо надписи стоит значок в виде перечеркнутого или не перечеркнутого кружочка.

Установка нужной температуры

Задать желаемую температуру воздуха в салоне можно с помощью кнопок или вращающегося регулятора на панели. Обычный диапазон регулировки от +16 до +30 градусов с шагом в 0.5 градуса.

Режим рециркуляции

Если воздух снаружи сильно загрязнен (стоите в пробке), можно включить режим рециркуляции. При этом в салон будет забираться воздух из салона, проходя очистку.

Автоматический режим

Для автоматического поддержания заданной температуры воздуха нужно нажать кнопку AUTO. С этого момента система сама будет регулировать работу климат-контроля, учитывая внешние факторы.

Регулировка направления потоков воздуха

Чтобы настроить куда будет подаваться воздух из системы климат-контроля, используются специальные кнопки на панели управления:

  • Обдув лобового стекла (для обогрева или обдува стекол);
  • Обдув ног (нижние дефлекторы);
  • Обдув головы и ног (верхние и нижние дефлекторы);
  • Боковые дефлекторы.

Переключая эти режимы, можно настроить оптимальное направление воздушных потоков для комфорта на водительском и пассажирских местах.

Особенности использования климат-контроля зимой

В холодное время года климат-контроль используется в основном для подогрева воздуха, поступающего в салон. В таком режиме обычно достаточно только печки.

Однако при высокой влажности, а также во время снегопада или дождя имеет смысл задействовать весь потенциал системы - включить автоматический режим. Кондиционер поможет убрать лишнюю влагу.

Запотевание стекол зимой

Если при работе климат-контроля зимой начинают запотевать или обмерзать стекла, значит потоки воздуха настроены неправильно.

В таком случае нужно усилить обдув лобового и боковых стекол, включив соответствующий режим на панели управления системой.

Достоинства климат контроля

Главные плюсы автомобильных систем климат-контроля:

  • Комфорт для водителя и пассажиров в любую погоду;
  • Автоматическое поддержание заданной температуры;
  • Фильтрация и очистка воздуха в салоне;
  • Предотвращение запотевания стекол;
  • Повышение безопасности за счет комфортных условий для водителя.

Недостатки климат-контроля

При всех достоинствах, у системы климат-контроля есть и некоторые минусы:

  • Высокая стоимость установки и обслуживания;
  • Повышенный расход топлива из-за дополнительной нагрузки;
  • Сложность ремонта в случае поломки.

К примеру, если выйдет из строя электронный блок управления или датчики, это может обойтись в немалую сумму.

Советы по выбору и эксплуатации

При выборе автомобиля обращайте внимание на наличие системы климат-контроля. Отдайте предпочтение машине хотя бы с однозонной системой.

В процессе эксплуатации соблюдайте следующие рекомендации:

  • Включать через 1-2 минуты после запуска двигателя;
  • Выключать за 1-2 минуты до остановки мотора;
  • Менять салонный фильтр согласно регламенту;
  • Периодически чистить и дезинфицировать испаритель кондиционера.

Эти несложные правила помогут продлить срок службы системы климат-контроля в вашем автомобиле.

Комментарии