Педагогическое исследование требует тщательной организации

Педагогические исследования играют важную роль в развитии системы образования. От качества их организации зависит практическая значимость полученных результатов. Давайте разберемся, как грамотно организовать педагогическое исследование.

Сущность педагогического исследования

Педагогическое исследование - это научная деятельность, направленная на изучение закономерностей образовательного процесса и поиск путей решения педагогических проблем. Целями таких исследований являются:

  • объяснение и прогнозирование педагогических фактов и явлений;
  • выявление новых методов и технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса.

По направленности выделяют следующие виды педагогических исследований:

  1. Фундаментальные - разработка обобщающих концепций, моделей развития;
  2. Прикладные - изучение отдельных аспектов образовательного процесса;
  3. Методические - обоснование практических рекомендаций и методик.

Таким образом, результатами педагогического исследования могут быть:

  • новые теоретические концепции в области педагогики;
  • методики и технологии обучения по различным дисциплинам;
  • практические рекомендации для учебных заведений.

Требования к организации исследования

Любое педагогическое исследование должно соответствовать ряду критериев качества:

  1. Актуальность - соответствие насущным проблемам теории и практики;
  2. Новизна - получение ранее неизвестных данных и фактов;
  3. Значимость - возможность применения результатов на практике.

Организация педагогического исследования должна начинаться с выявления острой педагогической проблемы и формулировки цели проекта. Далее определяются объект и предмет изучения, ставятся конкретные задачи, выдвигается гипотеза.

Например, целью может быть изучение эффективности применения информационных технологий при обучении математике. Объект - процесс обучения математике в школе, а предмет - методики преподавания с использованием компьютеров и мультимедиа.

Разумно поставить задачи:

  1. проанализировать уже существующий опыт по данному вопросу;
  2. разработать и апробировать авторскую методику;
  3. оценить ее эффективность в сравнении с традиционным подходом.

Выдвинутая гипотеза может заключаться в предположении, что новая методика позволит повысить успеваемость по математике на 15-20%.

Такой подход позволяет сфокусировать усилия исследователя и выстроить четкий алгоритм работы.

Разделы программы исследования

Программа педагогического исследования обычно состоит из двух разделов:

  1. Методологический;
  2. Процедурный.

В методологическом разделе:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования;
  • определяются используемые методы и методики;
  • проводится анализ литературы по проблеме;
  • выдвигается гипотеза.

Процедурный раздел включает:

  • поэтапное описание хода исследования;
  • методы сбора и анализа данных;
  • критерии оценки полученных результатов.

Организация экспериментальной работы

Важным этапом большинства педагогических исследований является педагогический эксперимент. Его организация также требует тщательности.

Выделяют три основных этапа эксперимента:

  1. Констатирующий - первоначальная диагностика;
  2. Формирующий - реализация разработанной методики;
  3. Контрольный - оценка результативности.

При планировании и проведении педагогического эксперимента важно учитывать такие аспекты, как валидность, репрезентативность, этические нормы. На заключительном этапе необходим качественный и количественный анализ полученных данных с применением методов математической статистики.

Написание и оформление работы

Результаты педагогического исследования принято оформлять в виде отчетов, статей, методических пособий, диссертаций. Работа должна иметь четкую структуру и соответствовать требованиям к оформлению научных текстов:

  • единый стиль, грамотность;
  • корректное цитирование и ссылки на все заимствованные материалы.

Перед публичной защитой необходима тщательная подготовка доклада и наглядных материалов - презентации, схем, таблиц и диаграмм.

Организация педагогического исследования результатов работы

После завершения исследования наступает ответственный момент внедрения разработанных методик или рекомендаций в педагогическую практику. Эффективная организация педагогического исследования предполагает оценку реального вклада работы.

Критерии оценки значимости результатов исследования:

  • востребованность на практике;
  • объективные показатели повышения качества образования;
  • положительные отзывы педагогов и учеников о нововведениях.

Для распространения и популяризации лучшие научные разработки публикуются в виде монографий, статей, диссертаций. Это позволяет оценить вклад ученого в педагогическую науку.

Методы педагогических исследований

Для получения объективных и достоверных результатов исследования необходимо грамотно подобрать методы сбора и анализа данных. В педагогике применяют:

  • Теоретические методы - изучение литературы, сравнение, анализ, синтез, моделирование;
  • Эмпирические методы - наблюдение, опросы, тестирование, изучение продуктов деятельности;
  • Математические методы - статистика, корреляционный, факторный, кластерный анализ.

Особенности анкетирования

Одним из распространенных эмпирических методов является анкетирование участников образовательного процесса. При разработке анкет важно:

  • Четко сформулировать цель опроса;
  • Грамотно составить вопросы с вариантами ответов;
  • Определить репрезентативную выборку;
  • Корректно интерпретировать результаты.

Основы педагогической статистики

Обработка результатов исследования предполагает применение методов математической статистики:

  1. Расчет средних значений показателей;
  2. Определение достоверности различий между выборками;
  3. Корреляционный анализ взаимосвязей;
  4. Графическое представление данных.

Это позволяет количественно оценить эффективность предложенных методик или внедренных инноваций.

Типичные трудности организации

Несмотря на тщательное планирование, в процессе организации педагогического исследования могут возникнуть определенные сложности:

  • Недостаточный объем выборки;
  • Слабая вовлеченность участников эксперимента;
  • Неучтенные внешние факторы, влияющие на результат.

Чтобы их преодолеть, приходится корректировать методику, увеличивать сроки работы, привлекать дополнительные ресурсы. Главное - гибко реагировать на изменение условий.

Рекомендации по организации исследования

Для успешного проведения педагогического исследования можно дать следующие рекомендации:

  1. Тщательно продумать и сформулировать тему, цель, задачи проекта;
  2. Изучить имеющиеся научные источники по проблеме;
  3. Определить адекватные методы сбора и анализа данных;
  4. Просчитать необходимый объем выборки;
  5. Оформить программу исследования и согласовать ее с научным руководителем.

Особенности различных видов работ

Специфика организации педагогического исследования зависит от его вида:

  • Фундаментальные исследования требуют глубокой теоретической проработки;
  • Прикладные чаще имеют экспериментальный характер;
  • Методические разработки всегда имеют четкую практическую направленность.

Корректировка хода работы

В случае возникновения трудностей приходится вносить изменения в методику и план исследования:

  1. Изменить состав выборки;
  2. Увеличить сроки эксперимента;
  3. Добавить контрольные срезы или дополнительные методы диагностики.

Гибкий подход помогает нивелировать возникающие ограничения и получить максимально валидные результаты.

Перспективы дальнейших исследований

Любое педагогическое исследование, решая одни вопросы, открывает новые направления для изучения:

  • Другие возрастные группы;
  • Апробация в разных типах образовательных учреждений;
  • Сравнение эффективности аналогичных методик;
  • Анализ отсроченных результатов через 3-5 лет.

Так накапливаются научные знания и формируются дальнейшие направления исследований в педагогике.

Комментарии