На пути к счастью: что самое главное в жизни?
Все мы рано или поздно задумываемся: что самое главное в жизни? Зачем мы вообще живем? Куда направляемся и какой должен быть этот путь? Вопросы эти должны быть обязательно разрешены. Познав смысл жизни, можно понять и смысл смерти.
Что самое главное в жизни?
Желание узнать цель своего пребывания на земле и отличает нас от животных. «Человек без цели всегда блуждает», - говорил древний философ Сенека.
Сложно размотать запутавшийся клубок жизненных перипетий с самого рождения, но можно попробовать сделать это с совершенно определенного и очевидного конца – смерти, которая и является итогом человеческой жизни. Если посмотреть с этого ракурса, станет ясно, что жизнь человека бессмысленна и иллюзорна, потому что не учтен самый важный ее этап – смерть.
Смыслы - заблуждения:
1. Смысл жизни - и есть сама жизнь. Фраза, конечно, красивая, но совершенно «пустая»! Понятно же, что мы спим не ради сна, а для восстановления нашего организма. И дышим мы не ради дыхания, а чтобы происходили необходимые организму окислительные процессы.
2. Главное в жизни – это самореализация. Часто можно услышать, что самое важное в жизни – воплотить свои мечты и возможности. Достичь успеха можно в разных сферах: политике, искусстве, семье и т.д.
Эта точка зрения не новая. И Аристотель полагал, что самое главное в жизни – успех, доблесть и достижения.
Человек, разумеется, должен добиваться поставленных целей и развиваться. Но делать это смыслом жизни – ошибочно. В контексте неизбежности смерти неважно: реализовался человек или нет. Смерть сравняет всех. Ни самореализацию, ни жизненные успехи на тот свет не взять!
3. Удовольствия – вот что важно
Еще древнегреческий философ Эпикур утверждал, что смысл жизни в получении удовольствий, достижении блаженства и покоя. Культ потребления и удовольствия процветает и в современном обществе. Но Эпикур также отметил, что нельзя жить ради удовольствия, не согласовывая свои желания с этикой. А в нашем обществе уже никто этого не делает. Жить ради наслаждения призывает реклама, ток-шоу, реалити-шоу, многочисленные сериалы. Мы читаем, видим, слышим призывы брать от жизни все, ловить удачу «за хвост», «отрываться» по полной и т.п.
Культ удовольствия неразрывно связан с культом потребления. Чтобы получить удовольствие, нам нужно что-то заказать, купить, выиграть. Так мы превращаемся в обессмысленных «полулюдей», для которых главное в жизни – пить, есть, удовлетворять половые потребности, спать, наряжаться, гулять и т.п. Человек сам ограничивает значимость своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.
Удовольствие не может быть смыслом жизни, хотя бы по одной простой причине: оно проходит. Любая потребность приносит удовлетворение лишь на какое-то время, а потом возникает снова. Мы в погоне за удовольствиями и земными благами похожи на наркоманов, нуждающихся в следующей дозе удовольствия. Такое восприятие оборачивается, в конечном счете, пустотой и душевным кризисом. Мы живем так, будто собрались жить вечно. И только смерть показывает лживость потребительского направления.
4. Смысл жизни – в близких людях
Часто нам кажется, что смысл жизни – в родителях, детях, супруге. Многие так и говорят: «Он для меня – все! Я ради него живу». Конечно, любить, помогать идти по жизни, жертвовать чем-то ради родных – это правильно и вполне естественно. Все мы хотим иметь семью, любить и воспитывать детей. Но можно ли делать это смыслом жизни? Вообще-то и это тупиковый путь. Растворяясь в близком человеке, мы, порой, забываем о главных потребностях своей души.
Любой человек смертен и лишившись однажды близкого, мы неизбежно потеряем и стимул жить дальше. Из этого тяжелейшего кризиса можно будет выйти, если найти свое настоящее истинное предназначение. Хотя можно «переключиться» на другой объект и сделать смыслом его. Так некоторые и поступают. Но такая потребность в симбиотической связи уже психологическое расстройство.
Вы никогда не найдете смысл своего пребывания на земле, если будете искать его среди вышеперечисленного. Чтобы найти самое главное в жизни, нужно поменять точку обзора, а для этого нужны знания.
Человека всегда интересовал вопрос своего предназначения, люди и раньше сталкивались с такими же проблемами, как и мы. Во все времена существовали беды, ложь, предательство, пустота души, катастрофы, отчаяние, болезни и смерть. Люди же справлялись с этим. И мы можем воспользоваться этим колоссальным багажом знаний, который накопило предыдущее поколение. А вместо этого отмахиваемся от этого бесценного опыта. Мы пользуемся познаниями предков в медицине, математике, используем технологические изобретения, а в главном вопросе – понимание своего существования - отвергаем их знания.
А предки наши видели смысл своего бытия в воспитании самого себя, своей души, саморазвитии и приближении к Богу, признавали загробную жизнь и бессмертие души. Все земные блага и потребности теряли свою ценность перед лицом смерти.
Главное начинается после смерти. Тогда все становится на свои места и обретает смысл. Наша жизнь – это школа, тренировка, испытание и подготовка к вечности. Логично, что самое главное сейчас – как можно лучше подготовиться к ней. От того, насколько ответственно мы подошли к обучению в «школе» зависит качество нашей жизни в мире вечном.
Наше пребывание на земле похоже на период внутриутробного развития, ведь нахождение в утробе матери в течение девяти месяцев – тоже целая жизнь. Как бы хорошо и приятно, спокойно и уютно не было ребенку в этом мире, ему придется его покинуть. Несчастья и боль, которые встречаются нам на пути можно сравнить с болью, испытываемой младенцем при родах: они неизбежны и все проходят через них, они временны, хотя и кажутся порой нескончаемыми, они ничтожны по сравнению с радостью от встречи с наслаждениями новой жизни.
Пари Паскаля
Французский ученый Блез Паскаль написал несколько философских трудов, один из которых назван «Пари Паскаля». В нем Паскаль разговаривает с воображаемым атеистом. Он полагает, что все мы вынуждены держать пари о том, есть ли Бог и жизнь после смерти.
Если Бога нет, то верующий человек ничего не проигрывает – он просто проживает достойно и умирает – таков его конец.
Если же Он есть, а человек всю жизнь жил, исходя из убежденности, что его ничего не ожидает после смерти, умирая - теряет все! Оправдан ли такой риск? Рисковать вечным счастьем ради кратковременного пребывания в призрачном мире!
Воображаемый атеист восклицает, что «не играет в эти игры». На что Паскаль возражает: «Не в нашей воле играть или не играть», напоминая неизбежность выбора. Мы все, независимо от нашего желания, вовлечены в это пари, потому что каждому предстоит сделать выбор (и никто его не сделает за нас): верить в будущую жизнь или нет.
В любом случае разумнее тот, кто живет, исходя из того, что Создатель всего сущего есть и душа бессмертна. Речь идет не о слепой надежде, что «там» что-то или кто-то есть, а об осознанном выборе веры в Единого Бога, который уже сегодня, в настоящем дает человеку осмысленность, спокойствие и радость.
Вот оно – лекарство для души и обретение спокойной и счастливой жизни в этом и ином мире. Бери и пользуйся. Но нет! Даже и пробовать не хотим.
Человек сопротивляется обретению истины, а именно всему, что связано с религией. Почему же возникает это сопротивление и неприятие даже после понимания того, что самое главное в жизни? Потому что все мы в определенной степени живем в своем вымышленном мире, в котором чувствуем себя комфортно и уютно, мы все о нем знаем и понимаем. Чаще мир этот основан не на трезвой оценке себя и реальности, а на переменчивых и обманчивых чувствах, поэтому и действительность перед нами представлена в очень искаженном виде.
А если человек сделает выбор в пользу веры в Бога, обретет истинный смысл своего бытия, то придется перекраивать и перестраивать всю свою жизнь в соответствии с этим знанием. В результате опоры, на которых держалось все наше мировоззрение, рушатся. Это довольно сильный стресс для каждого. Ведь все мы очень привязаны к своей привычной жизни. К тому же, нас пугает работа над собой. Ведь на пути к истине придется прикладывать усилия, переделывать себя, работать над своей душой. Идти по этой дороге лень, особенно, если человек уже зациклен на материальных потребностях и удовольствиях. Поэтому мы довольствуемся суррогатами, которым грош цена. Не лучше ли приложить усилия и поменять мнимый комфорт на истинное счастье!
Несправедливость торжествует
Для многих камнем преткновения на пути к искренней вере в Бога являются мысли о несправедливости мира. Страдают те, кто живут достойно, дети, которые и никакого греха не успели совершить, а чинящие бесчестие на земле - благоденствуют. С позиции земной жизни, если верить, что все заканчивается смертью - аргумент весьма состоятельный. Тогда действительно невозможно понять процветание неправедных и страдания праведных.
Если посмотреть на ситуацию с позиции вечности, то все проясняется. Благо или зло рассматривается в этом случае не с точки зрения пребывания на земле, а пользы для человека в жизни бесконечной. Кроме того, страдая, осознаешь очень важный факт – этот мир поврежденный и в нем невозможно достичь абсолютного счастья. Это место не для наслаждения, а для тренировки, учебы, борьбы, преодолений и т.п.
Вечное счастье, свободное от всякой тоски и печали, можно постичь лишь через осознание всей скорби этого мира в отрыве от Бога. Только прочувствовав «на своей шкуре» всю печаль этого мира можно восскорбеть о разрыве с настоящим источником счастья – Богом.