Типы рыночных структур: описание

В современной экономике разделяют типы рыночных структур по форме и степени свободы. Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки.

В экономике выделяют следующие основные типы рыночных структур. Первым из них является совершенная конкуренция - это рынок, на котором осуществляет свою деятельность огромное количество мелких фирм. Они, как правило, занимаются производством одинаковой продукции. Поэтому у них нет возможности самостоятельно контролировать цены. Примером таких рынков может быть рынок рыбы, сельскохозяйственных продуктов или рынок ценных бумаг. Все типы рыночных структур имеют свои характерные особенности. Особенности совершенной конкуренции:

1) Реклама бесполезна.

2) Для того чтобы еще один продавец присоединился к производству аналогичной продукции, нет никаких барьеров.

3) Количество покупателей на данном рынке, так же как и продавцов, великое множество.

Второй тип рыночной структуры - это монополистическая конкуренция - это рынок, на котором мелкие фирмы производят одинаковую продукцию, но, тем не менее, имеют возможность контроля цен на нее. Для того чтобы производитель смог поднять цену на свой товар, ему необходимо в чем-то превзойти своих конкурентов. Это может быть качество продукции или качество обслуживания покупателей. Важную роль в этом играет обеспечение гарантийного обслуживания, наличие которого позволяет продавцу повысить цену на свой продукт. Также к увеличению стоимости можно отнести расположение, ведь в кафе рядом с домом люди будут ходить чаще, чем в то, которое находится тремя кварталами дальше. В данном типе рыночной структуры, если отличие от продукции своих конкурентов все-таки имеется, необходимо дать рекламу для информирования об этом потребителей.

Классификация рыночных структур происходит по количеству фирм, присутствующих на данном рынке. Например, третий тип, то есть олигополия - это рынок, принадлежащий нескольким крупным фирмам. Это происходит, потому что барьеры для входа в данную отрасль производства достаточно высоки. Ими являются:

1) Огромный стартовый капитал, необходимый для начала производства товаров.

2) Коммерческая тайна.

3) Необходимость соблюдения авторского или патентного права.

4) Обязательность лицензии на производство.

Цены на товары в олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства. А конкуренция происходит вокруг потребительских свойств товаров. На рекламу тратятся огромные средства. Примерами таких рынков могут быть: рынок компьютеров, рынок парфюмерии, автомобилей, нефти и телефонов.

Типы рыночных структур выделяют, исходя из различных признаков и черт. Так вот четвертый вид - это монополия, то есть рынок, принадлежащий единственному продавцу продукта, не имеющему аналогов. Такой тип рыночной структуры не выгоден потребителям, так как монополист не заинтересован в повышении качества своего продукта и его разнообразии, к тому же у него имеется возможность устанавливать завышенные цены. Вход на такой рынок является заблокированным. Реклама монополисту не обязательна, поскольку о его продукте и так всем известно.

Комментарии