Двигатель ОКА 11113: основные технические характеристики
Двигатель ОКА 11113 - один из самых массовых и популярных отечественных автомобильных моторов. Он выпускался с 1996 по 2006 годы и устанавливался исключительно на модернизированную версию знаменитой "Оки" - ВАЗ-1111.
История создания двигателя
По сути, двигатель ОКА 11113 представляет собой усовершенствованный вариант базовой модели 1111 объемом 650 кубов. Этот мотор в свою очередь является "половинкой" культового семейства ВАЗ-2108. Для создания двигателя 1111 инженеры просто взяли одну половину блока цилиндров вместе с деталями и механизмами - так было дешевле и проще, нежели разрабатывать полностью новый мотор.
Поэтому конструктивно 11113-й мотор представляет собой ту же "половинку", но уже от более современного двигателя ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра. Отсюда и его рабочий объем - 0,75 литра. Модернизация относительно базового двигателя 1111 заключалась в следующем:
- Увеличен диаметр поршня с 76 до 81 мм
- Усилена система охлаждения цилиндров и камеры сгорания
- Утолщены межцилиндровые перегородки в блоке
Благодаря этому удалось повысить мощность с 29,7 до 33 л.с., надежность и теплоотвод. В остальном двигатель остался прежним карбюраторным двухцилиндровым.
Основные технические характеристики
Итак, давайте рассмотрим подробные технические показатели двигателя ОКА 11113:
- Тип двигателя: бензиновый, карбюраторный
- Рабочий объем: 0,75 л
- Количество и расположение цилиндров: 2, рядное
- Мощность: 33 л.с. при 5400 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 53 Нм при 3200 об/мин
- Степень сжатия: 8.5
- Расход масла: 0,3-0,5% от расхода топлива
- Диаметр цилиндра и ход поршня: 81x76 мм
Для сравнения - базовый 650-кубовый двигатель ВАЗ-1111 имел следующие показатели:
- Мощность: 29,7 л.с. при 5600 об/мин
- Крутящий момент: 45 Нм при 3200 об/мин
Как видно из сравнения, "трехлитровый" мотор 11113 получился более тяговитым и динамичным.
Устройство и принцип работы двигателя
Конструктивно двигатель 11113 повторяет "классические" решения моторов семейства ВАЗ и имеет следующие основные детали и узлы:
- Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке
- Головка блока — алюминиевая, с верхним расположением распредвала
- Коленчатый вал — стальной, с 3 коренными опорами
- Поршни — алюминиевые, плоскодонные
- Клапанный механизм — по 2 клапана на цилиндр, верхнее расположение
Принцип работы тоже классический - 4-тактный цикл с впрыском топливной смеси карбюратором во впускной коллектор. Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа.
Рассмотрим более подробно некоторые важные механизмы и детали этого мотора.
Блок цилиндров и головка блока
Картер двигателя отлит из чугуна, в нем расточены 2 рабочих цилиндра. Для крепления коленвала в картере имеется 3 опоры. Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава. Для размещения распредвала предусмотрено 3 постели.
- Распределительный вал. Распределительный вал чугунный, он приводит в движение впускные и выпускные клапана. В задней части на валу расположен эксцентрик вакуумного бензонасоса.
- Коленчатый вал. Коленвал отлит из магниевого сплава, в нем выполнены 3 коренные и 2 шатунные шейки. На переднем конце установлены шестерни привода механизмов, а сзади - маховик.
- Поршни и цилиндры. Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Интересно, что возможна установка поршней от ВАЗ-2108 с канавками под клапана. Цилиндры чугунные, непосредственно расточены в блоке.
Дизайн и внешний вид двигателя
Компоновка и дизайн силового агрегата стандартны для отечественных моторов. Рассмотрим некоторые особенности:
- Распределительный вал расположен в верхней части блока
- Смещена вперед посадочная плоскость коробки передач
- Переднее расположение шкива привода агрегатов
В целом внешне двигатель ОКА 11113 выглядит как уменьшенная копия старшего "родственника" ВАЗ-21083. Рассмотрим его на нескольких фотографиях:
Под капотом "Оки" этот компактный мотор смотрится вполне органично и позволяет эффективно использовать подкапотное пространство в малолитражном автомобиле: Рассмотрим основные операции по ТО, необходимые для поддержания работоспособности двигателя 11113.
Регулировка клапанов
Периодически необходимо проверять и регулировать тепловые зазоры в клапанном механизме. Рекомендуемые величины зазоров:
- Впускной клапан - 0,25 мм
- Выпускной клапан - 0,35 мм
Порядок регулировки:
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия
- Проверить щупом зазор клапана первого цилиндра
- При необходимости отрегулировать с помощью регулировочных шайб
- Повторить процедуру для остальных клапанов
Замена масла в двигателе
Периодичность замены масла - каждые 5-10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. Рекомендованная марка масла:
- М-10ДМ, М-12В2 или аналоги
Порядок замены масла стандартный:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры
- Слить отработанное масло
- Залить свежее масло до необходимого уровня
- Проверить герметичность уплотнений
Обычный объем заливаемого масла - 2,4 литра.
Возможности тюнинга
Для форсирования двигателя ОКА 11113 существует ряд готовых решений и потенциальных доработок:
- Установка инжекторной системы питания (в т.ч. с турбонаддувом)
- Повышение степени сжатия
- Оптимизация фаз газораспределения
- Установка спортивного распредвала
- Доработка поршней, шатунов, коленвала
С помощью комплекса таких мер реально поднять мощность до 70-90 л.с., что существенно "оживит" ВАЗ-1111 и придаст ему спортивности.
Установка инжекторной системы питания
Одним из наиболее эффективных методов форсирования двигателя ОКА является замена карбюратора на современную инжекторную систему впрыска топлива. Это позволяет точно дозировать подачу топлива в каждый цилиндр в зависимости от режима работы. Какие преимущества дает инжектор:
- Рост мощности и крутящего момента на 10-15%
- Снижение расхода топлива на 5-8%
- Улучшение динамики разгона
- Более плавная и тихая работа двигателя
- Соответствие экологическим нормам Евро-2 и выше
К сожалению, штатный двигатель ОКА 11113 не имел заводской инжекторной версии. Но силами энтузиастов был разработан довольно успешный проект доработки под установку инжектора, получившей обозначение 11113-20.
Проект 11113-20 с инжектором
Эта модификация отличалась использованием инжекторной системы впрыска, электронным блоком управления и модернизированным выпускным коллектором. Мощность выросла до 40 л.с., расход топлива снизился почти на 10%.
К сожалению, 11113-20 так и не пошел в массовое производство из-за ряда недоработок. Но по сей день энтузиасты успешно ставят на свои "Оки" аналогичные системы инжектора. При желании это вполне реально сделать и в гаражных условиях.
Форсирование мощности и крутящего момента
Помимо замены питания, мощность двигателя ОКА можно увеличить за счет ряда других мер. Например, за счет увеличения степени сжатия. Для 11113 реально повысить ее до 10-11.
Эффект можно усилить оптимизацией фаз газораспределения - установкой более "агрессивных" распредвалов и регулировкой зазоров в клапанном механизме. Известен вариант спортивного распредвала, придающего двигателю ОКА около 8 "дополнительных" лошадей.
Ну и "классика жанра" - балансировка и облегчение движущихся деталей: коленвала, шатунно-поршневой группы. Лишние 100-150 грамм на них тоже весомо скажутся на динамике.
Наддув и турбонаддув
Если все "атмосферные" методы исчерпаны, можно прибегнуть к наддуву - принудительной подаче воздуха в цилиндры с помощью компрессоров или турбин. Эффект здесь очень заметный:
- "Атмосферные" 80-90 л.с.
- С механическим наддувом - 110-130 л.с.
- С турбонаддувом - все 130-150 "лошадок"
Правда реализация таких проектов достаточно затратна и требует серьезной доработки двигателя. Но результат того стоит - вместо скромной "Оки" вы получите настоящий турбо-монстр в миниатюре!
"Звук мотора" после тюнинга
Конечно, все эти форсировки значительным образом скажутся на звучании мотора. Стандартный 11113 довольно тихий и "незаметный" в работе. А вот после всех доработок картина меняется:
- Повышенные обороты холостого хода
- Насыщенное урчание на малых оборотах
- Резкий "звонкий" звук на средних оборотах
- Свист турбины при разгоне (на турбированной версии)
В общем, салон "Оки" превращается в настоящую "звуковую студию" после тюнинга мотора. Многим это нравится не меньше, чем рост динамических характеристики
.
Надежность и ресурс форсированного мотора
Конечно, стремясь к высокой мощности, нельзя забывать о надежности. Сильно форсированные двигатели требуют особого подхода:
- Высококачественные масла и бензин не ниже АИ-95
- Более частые и тщательные ТО
- Регулярная диагностика всех систем на СТО
- Своевременная замена изнашивающихся деталей
Если придерживаться таких правил, форсированный до 100-150 л.с. двигатель ОКА вполне может прослужить без капремонта 30-50 тысяч километров. А работать он будет в разы интереснее, нежели скромный 33-сильный агрегат.
Таким образом, можно смело форсировать характеристики
двигателя ОКА, не опасаясь за его ресурс. А рост динамичности порадует любого водителя или тюнера.