Двигатель ОКА 11113: основные технические характеристики

Двигатель ОКА 11113 - один из самых массовых и популярных отечественных автомобильных моторов. Он выпускался с 1996 по 2006 годы и устанавливался исключительно на модернизированную версию знаменитой "Оки" - ВАЗ-1111.

История создания двигателя

По сути, двигатель ОКА 11113 представляет собой усовершенствованный вариант базовой модели 1111 объемом 650 кубов. Этот мотор в свою очередь является "половинкой" культового семейства ВАЗ-2108. Для создания двигателя 1111 инженеры просто взяли одну половину блока цилиндров вместе с деталями и механизмами - так было дешевле и проще, нежели разрабатывать полностью новый мотор.

Поэтому конструктивно 11113-й мотор представляет собой ту же "половинку", но уже от более современного двигателя ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра. Отсюда и его рабочий объем - 0,75 литра. Модернизация относительно базового двигателя 1111 заключалась в следующем:

  • Увеличен диаметр поршня с 76 до 81 мм
  • Усилена система охлаждения цилиндров и камеры сгорания
  • Утолщены межцилиндровые перегородки в блоке

Благодаря этому удалось повысить мощность с 29,7 до 33 л.с., надежность и теплоотвод. В остальном двигатель остался прежним карбюраторным двухцилиндровым.

Основные технические характеристики

Итак, давайте рассмотрим подробные технические показатели двигателя ОКА 11113:

  • Тип двигателя: бензиновый, карбюраторный
  • Рабочий объем: 0,75 л
  • Количество и расположение цилиндров: 2, рядное
  • Мощность: 33 л.с. при 5400 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 53 Нм при 3200 об/мин
  • Степень сжатия: 8.5
  • Расход масла: 0,3-0,5% от расхода топлива
  • Диаметр цилиндра и ход поршня: 81x76 мм

Для сравнения - базовый 650-кубовый двигатель ВАЗ-1111 имел следующие показатели:

  • Мощность: 29,7 л.с. при 5600 об/мин
  • Крутящий момент: 45 Нм при 3200 об/мин

Как видно из сравнения, "трехлитровый" мотор 11113 получился более тяговитым и динамичным.

Устройство и принцип работы двигателя

Конструктивно двигатель 11113 повторяет "классические" решения моторов семейства ВАЗ и имеет следующие основные детали и узлы:

  • Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке
  • Головка блока — алюминиевая, с верхним расположением распредвала
  • Коленчатый вал — стальной, с 3 коренными опорами
  • Поршни — алюминиевые, плоскодонные
  • Клапанный механизм — по 2 клапана на цилиндр, верхнее расположение

Принцип работы тоже классический - 4-тактный цикл с впрыском топливной смеси карбюратором во впускной коллектор. Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа.

Рассмотрим более подробно некоторые важные механизмы и детали этого мотора.

Блок цилиндров и головка блока

Картер двигателя отлит из чугуна, в нем расточены 2 рабочих цилиндра. Для крепления коленвала в картере имеется 3 опоры. Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава. Для размещения распредвала предусмотрено 3 постели.

  • Распределительный вал. Распределительный вал чугунный, он приводит в движение впускные и выпускные клапана. В задней части на валу расположен эксцентрик вакуумного бензонасоса.
  • Коленчатый вал. Коленвал отлит из магниевого сплава, в нем выполнены 3 коренные и 2 шатунные шейки. На переднем конце установлены шестерни привода механизмов, а сзади - маховик.
  • Поршни и цилиндры. Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Интересно, что возможна установка поршней от ВАЗ-2108 с канавками под клапана. Цилиндры чугунные, непосредственно расточены в блоке.

Дизайн и внешний вид двигателя

Компоновка и дизайн силового агрегата стандартны для отечественных моторов. Рассмотрим некоторые особенности:

  • Распределительный вал расположен в верхней части блока
  • Смещена вперед посадочная плоскость коробки передач
  • Переднее расположение шкива привода агрегатов

В целом внешне двигатель ОКА 11113 выглядит как уменьшенная копия старшего "родственника" ВАЗ-21083. Рассмотрим его на нескольких фотографиях:

Под капотом "Оки" этот компактный мотор смотрится вполне органично и позволяет эффективно использовать подкапотное пространство в малолитражном автомобиле: Рассмотрим основные операции по ТО, необходимые для поддержания работоспособности двигателя 11113.

Регулировка клапанов

Периодически необходимо проверять и регулировать тепловые зазоры в клапанном механизме. Рекомендуемые величины зазоров:

  • Впускной клапан - 0,25 мм
  • Выпускной клапан - 0,35 мм

Порядок регулировки:

  1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия
  2. Проверить щупом зазор клапана первого цилиндра
  3. При необходимости отрегулировать с помощью регулировочных шайб
  4. Повторить процедуру для остальных клапанов

Замена масла в двигателе

Периодичность замены масла - каждые 5-10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. Рекомендованная марка масла:

  • М-10ДМ, М-12В2 или аналоги

Порядок замены масла стандартный:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры
  2. Слить отработанное масло
  3. Залить свежее масло до необходимого уровня
  4. Проверить герметичность уплотнений

Обычный объем заливаемого масла - 2,4 литра.

Возможности тюнинга

Для форсирования двигателя ОКА 11113 существует ряд готовых решений и потенциальных доработок:

  • Установка инжекторной системы питания (в т.ч. с турбонаддувом)
  • Повышение степени сжатия
  • Оптимизация фаз газораспределения
  • Установка спортивного распредвала
  • Доработка поршней, шатунов, коленвала

С помощью комплекса таких мер реально поднять мощность до 70-90 л.с., что существенно "оживит" ВАЗ-1111 и придаст ему спортивности.

Установка инжекторной системы питания

Одним из наиболее эффективных методов форсирования двигателя ОКА является замена карбюратора на современную инжекторную систему впрыска топлива. Это позволяет точно дозировать подачу топлива в каждый цилиндр в зависимости от режима работы. Какие преимущества дает инжектор:

  • Рост мощности и крутящего момента на 10-15%
  • Снижение расхода топлива на 5-8%
  • Улучшение динамики разгона
  • Более плавная и тихая работа двигателя
  • Соответствие экологическим нормам Евро-2 и выше

К сожалению, штатный двигатель ОКА 11113 не имел заводской инжекторной версии. Но силами энтузиастов был разработан довольно успешный проект доработки под установку инжектора, получившей обозначение 11113-20.

Проект 11113-20 с инжектором

Эта модификация отличалась использованием инжекторной системы впрыска, электронным блоком управления и модернизированным выпускным коллектором. Мощность выросла до 40 л.с., расход топлива снизился почти на 10%.

К сожалению, 11113-20 так и не пошел в массовое производство из-за ряда недоработок. Но по сей день энтузиасты успешно ставят на свои "Оки" аналогичные системы инжектора. При желании это вполне реально сделать и в гаражных условиях.

Форсирование мощности и крутящего момента

Помимо замены питания, мощность двигателя ОКА можно увеличить за счет ряда других мер. Например, за счет увеличения степени сжатия. Для 11113 реально повысить ее до 10-11.

Эффект можно усилить оптимизацией фаз газораспределения - установкой более "агрессивных" распредвалов и регулировкой зазоров в клапанном механизме. Известен вариант спортивного распредвала, придающего двигателю ОКА около 8 "дополнительных" лошадей.

Ну и "классика жанра" - балансировка и облегчение движущихся деталей: коленвала, шатунно-поршневой группы. Лишние 100-150 грамм на них тоже весомо скажутся на динамике.

Наддув и турбонаддув

Если все "атмосферные" методы исчерпаны, можно прибегнуть к наддуву - принудительной подаче воздуха в цилиндры с помощью компрессоров или турбин. Эффект здесь очень заметный:

  • "Атмосферные" 80-90 л.с.
  • С механическим наддувом - 110-130 л.с.
  • С турбонаддувом - все 130-150 "лошадок"

Правда реализация таких проектов достаточно затратна и требует серьезной доработки двигателя. Но результат того стоит - вместо скромной "Оки" вы получите настоящий турбо-монстр в миниатюре!

"Звук мотора" после тюнинга

Конечно, все эти форсировки значительным образом скажутся на звучании мотора. Стандартный 11113 довольно тихий и "незаметный" в работе. А вот после всех доработок картина меняется:

  • Повышенные обороты холостого хода
  • Насыщенное урчание на малых оборотах
  • Резкий "звонкий" звук на средних оборотах
  • Свист турбины при разгоне (на турбированной версии)

В общем, салон "Оки" превращается в настоящую "звуковую студию" после тюнинга мотора. Многим это нравится не меньше, чем рост динамических характеристики.

Надежность и ресурс форсированного мотора

Конечно, стремясь к высокой мощности, нельзя забывать о надежности. Сильно форсированные двигатели требуют особого подхода:

  • Высококачественные масла и бензин не ниже АИ-95
  • Более частые и тщательные ТО
  • Регулярная диагностика всех систем на СТО
  • Своевременная замена изнашивающихся деталей

Если придерживаться таких правил, форсированный до 100-150 л.с. двигатель ОКА вполне может прослужить без капремонта 30-50 тысяч километров. А работать он будет в разы интереснее, нежели скромный 33-сильный агрегат.

Таким образом, можно смело форсировать характеристики двигателя ОКА, не опасаясь за его ресурс. А рост динамичности порадует любого водителя или тюнера.

Комментарии