Понятие личности и ее структура. Современные подходы
Как личность формируется под влиянием общества и определяет поведение человека? Давайте разберемся в сущности понятия личности и ее структуре с позиций современной психологической науки.
1. Понятие личности в психологии
Личность в психологии понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как субъекта общественных отношений. Это интегральное качество индивида, которое проявляется в его общении и деятельности.
Личность отличается от понятий "человек", "индивид", "индивидуальность". Человек - это биологический вид, индивид - конкретный представитель вида со своими психофизиологическими особенностями. Личность же формируется в процессе социального развития индивида, его включения в систему общественных отношений. Индивидуальность отражает неповторимое своеобразие конкретного человека.
Личность выступает как субъект различных видов деятельности - трудовой, познавательной, общественной. Она является носителем сознания, способна ставить цели и проявлять активность для их достижения. Социальная сущность личности заключается в том, что она формируется под влиянием конкретных исторических условий и является продуктом своей эпохи.
2. Основные подходы к структуре личности
Структура личности - это совокупность ее компонентов, находящихся в устойчивых связях друг с другом. Существуют разные подходы к определению структуры личности.
С одной стороны, личность имеет биологическую основу - это врожденные анатомо-физиологические особенности индивида. С другой стороны, личность формируется в процессе социализации. Таким образом, структура личности включает как биологический, так и социальный аспекты, которые тесно взаимосвязаны.
В психологической структуре личности выделяют различные компоненты - сознание, деятельность, поведение, характер, способности, темперамент, потребности, мотивы, ценности и др. Эти компоненты находятся в сложном взаимодействии.
Также в структуре личности различают типичное, свойственное всем людям, и индивидуальное, отличающее одного человека от другого. К типичному относятся общечеловеческие черты, а к индивидуальному - неповторимые особенности конкретной личности.
Ряд ученых выделяют следующие основные подструктуры в структуре личности:
- Направленность (мотивы, интересы, ценности)
- Опыт (знания, умения, привычки)
- Биопсихические свойства (темперамент, характер)
- Психические процессы (восприятие, мышление, память и т.д.)
3. Структура личности по А.Г. Ковалеву
Психолог А.Г. Ковалев рассматривал личность как единство духовного облика, который формируется в результате синтеза различных психических свойств.
Он выделял две группы таких свойств:
- Свойства темперамента и характера, отвечающие за устойчивый уровень активности человека.
- Свойства, которые определяют отношение личности к окружающей среде и способность к ее отражению.
Эти две группы свойств взаимосвязаны и образуют целостную структуру личности. Их синтез происходит в процессе деятельности, когда свойства комбинируются в соответствии с ее требованиями.
4. Структура личности по В.Н. Мясищеву
Психолог В.Н. Мясищев рассматривал личность как целостное образование. По его мнению, структура личности отражает ее интеграционные особенности.
К таким особенностям он относил:
- Мотивацию личности
- Систему отношений
- Жизненные тенденции
Эти компоненты тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. Их единство и обусловливает целостность личности по Мясищеву.
Структура личности, таким образом, неотделима от закономерностей ее развития. Она отражает внутреннюю динамику личности, связь ее прошлого, настоящего и будущего.
5. Динамическая структура личности по К.К. Платонову
Психолог К.К. Платонов выделял в структуре личности 4 основные подструктуры:
- Направленность (мотивы, убеждения, идеалы)
- Опыт (знания, умения, навыки)
- Индивидуальные психические особенности
- Биологически обусловленные свойства
Платонов считал, что в процессе развития эти подструктуры объединяются в два интегративных личностных образования - характер и способности. Так формируется динамическая структура личности.
6. Структура личности по А.Н. Леонтьеву
Психолог А.Н. Леонтьев выделял в структуре личности такой компонент, как внутренняя позиция. Это система отношений человека к окружающей действительности.
По Леонтьеву, ведущей в структуре личности является аффективно-потребностная сфера. Именно потребности человека определяют направленность его деятельности и формируют внутреннюю позицию.
7. Структура личности по С.Л. Рубинштейну
Психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал значимость личности для организации психических процессов человека.
Он считал, что психические процессы преломляются через внутренние условия личности и зависят от ее направленности. Таким образом, личность выступает системообразующим фактором в организации психики.
8. Структура личности по А.В. Петровскому
Психолог А.В. Петровский выделял в структуре личности 3 уровня:
- Социально-психологический
- Социально-психический
- Психофизиологический
На каждом уровне формируются определенные подструктуры личности. Их развитие и интеграция обеспечивают целостность личности.
Петровский подчеркивал, что личность нельзя сводить ни к одному из этих уровней. Она представляет собой их системную организацию.
9. Понятие личности в зарубежной психологии
В зарубежной психологии также существуют различные подходы к понятию личности и ее структуре.
Психоаналитики (З. Фрейд, К.Г. Юнг) рассматривали структуру личности как взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов. Бихевиористы (Б. Скиннер) изучали преимущественно наблюдаемое поведение.
Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) фокусировалась на таких характеристиках личности, как самоактуализация, внутренняя мотивация, позитивное самовосприятие.
Несмотря на различия, большинство подходов признает активность, целостность и социальную сущность личности как основные характеристики ее структуры.
10. Активность и направленность личности
Активность личности - это ее способность проявлять инициативу, ставить цели и достигать их. Различают произвольную и непроизвольную активность.
Источником активности личности являются ее потребности. Они порождают мотивы, которые направляют деятельность на удовлетворение этих потребностей.
Направленность личности выражается в ее мировоззрении, идеалах, интересах, склонностях. Она формируется в процессе воспитания и имеет социальную природу.
11. Методы изучения личности
Для изучения структуры личности используются различные методы:
- Наблюдение за поведением
- Опросы и анкетирование
- Проективные методики (тест Роршаха)
- Анализ продуктов деятельности
- Психофизиологические методы (электроэнцефалография)
Комплексное применение методов позволяет получить многогранную информацию о структуре и особенностях конкретной личности.
12. Значение изучения личности
Исследование структуры личности имеет большое практическое значение:
- Помогает прогнозировать и корректировать поведение
- Используется в профориентации и подборе кадров
- Способствует самопознанию и личностному росту
Знание закономерностей формирования личности важно для построения эффективной системы воспитания и образования.
13. Современные тенденции в изучении личности
В настоящее время исследования личности развиваются с учетом новых социальных и технологических факторов:
- Изучается влияние цифровых технологий и социальных сетей
- Анализируются личностные изменения в условиях глобализации
- Разрабатываются компьютерные модели и методы исследования
Современные исследования направлены на поиск универсальных закономерностей формирования и развития личности с учетом новых факторов.
14. Перспективы изучения личности
Дальнейшее изучение личности будет связано с междисциплинарным подходом, интегрирующим достижения психологии, социологии, нейробиологии, генетики.
Особый интерес представляет исследование роли эпигенетических факторов, изучение личности в контексте культуры и среды.
Важным направлением является поиск возможностей развития личностного потенциала и создание условий для самоактуализации.
15. Личность в социальном взаимодействии
Личность проявляется и формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Особенности личности определяют характер ее отношений в обществе.
Социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков способствуют гармоничному развитию личности. В то же время некоторые черты личности могут приводить к деструктивным формам поведения.
16. Личность и самореализация
Важной потребностью зрелой личности является самореализация - раскрытие и развитие своих способностей, талантов, духовного потенциала.
Самореализация возможна при наличии таких условий, как свобода выбора, благоприятная социокультурная среда, внутренняя мотивация. Препятствовать ей могут внешние ограничения и внутренние барьеры личности.
17. Проблема идентичности личности
В условиях глобализации и информационного общества остро встает проблема идентичности - осознания и переживания личностью своей принадлежности к определенным социальным группам.
Кризис идентичности может приводить к маргинализации, экстремистским и деструктивным тенденциям в поведении.
Задача психологии - изучение факторов, способствующих формированию позитивной идентичности и преодолению кризиса идентичности.
18. Личность в информационном обществе
Современные технологии оказывают значительное влияние на формирование личности, ее ценностные ориентации и когнитивные способности.
Актуальным является изучение изменений структуры личности под воздействием виртуальной реальности, социальных сетей, новых средств коммуникации.
Важной задачей является гармоничное развитие личности в условиях информационного общества.
19. Личность в контексте культуры
Личность формируется в конкретном социокультурном контексте. Нормы, ценности, традиции общества оказывают влияние на ее становление.
Кросс-культурные исследования позволяют выявить универсальные и специфические аспекты влияния культуры на личность.
Понимание взаимосвязи личности и культуры имеет большое значение для построения конструктивного межкультурного диалога в современном мире.
20. Становление личности в онтогенезе
Формирование личности происходит в процессе индивидуального развития человека. На каждом этапе онтогенеза складываются определенные структурные компоненты личности.
В младенчестве закладываются элементарные формы активности, потребности. В дошкольном возрасте формируются основы самосознания, эмоционально-волевой сферы. У подростка интенсивно развиваются потребности в самоутверждении, осознании себя.
Личностное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Для зрелой личности характерны ответственность, самодостаточность, стремление к самореализации.
21. Индивидуальность личности
Личность характеризуется не только общими типологическими чертами, но и индивидуальным своеобразием.
Индивидуальность личности проявляется в особенностях темперамента, характера, способностей, мотивации. Она формируется под влиянием уникальных жизненных обстоятельств.
Для гармоничного развития личности важно учитывать как типологические закономерности, так и индивидуальные потребности конкретного человека.
22. Типы личности
Типология личности позволяет выделить определенные группы людей по сходным психологическим характеристикам.
Существуют различные основания типологии: темперамент (сангвиник, холерик), направленность (экстраверты и интроверты), акцентуации характера и др.
Знание типов личности важно учитывать в обучении, воспитании, профориентации, однако нельзя сводить конкретного человека к какому-то одному типу.
23. Нарушения личностного развития
На развитие личности могут негативно влиять неблагоприятные социальные и психологические факторы.
К нарушениям личностного развития относятся психопатии, акцентуации характера, задержки психического развития. Они требуют квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Профилактика нарушений возможна при создании оптимальных условий для личностного роста и психического здоровья.