Почему руль стал тяжело крутиться: возможные причины и решения
Почему вдруг стал тяжело крутить руль в автомобиле? Этот вопрос волнует многих автовладельцев. Давайте разберемся в возможных причинах и способах решения проблемы.
Устройство системы усилителя руля
Гидравлический усилитель руля (ГУР) появился в автомобилях в 1950-х годах. Изобретателем первой гидросистемы считается инженер Фрэнсис Дэвис, работавший в компании Chrysler.
ГУР предназначен для того, чтобы облегчить управление автомобилем. Благодаря гидроусилителю водителю требуются минимальные усилия для поворота рулевого колеса. Кроме того, ГУР повышает устойчивость машины на дороге и снижает ударную нагрузку от неровностей.
Основными компонентами гидравлической системы усилителя руля являются:
- Насос гидроусилителя
- Бачок с рабочей жидкостью
- Напорные и сливные трубопроводы
- Рулевой механизм (редуктор, рейка)
- Рабочий гидроцилиндр
Принцип работы гидроусилителя основан на использовании энергии потока жидкости, создаваемого насосом. При вращении рулевого колеса жидкость под давлением поступает в гидроцилиндр, помогая поворачивать колеса автомобиля.
Основные неисправности гидроусилителя
Недостаточный уровень рабочей жидкости является одной из наиболее распространенных причин, по которой руль в автомобиле становится тяжелым. Это может быть связано как с утечкой жидкости, так и с ее недоливом.
Другой частой проблемой гидроусилителя является попадание воздуха в гидравлическую систему. Это приводит к снижению давления в системе и увеличению усилия на руле. Воздух может попасть из-за негерметичности соединений или разгерметизации сальников.
Если в системе нет требуемого объема жидкости, то руль станет вращаться крайне тяжело. Это связано с тем, что усилие при рулении направляется на колеса.
Также тяжелый руль может быть вызван проблемами с насосом гидроусилителя - снижением его производительности или поломкой. Кроме того, частой причиной является износ или повреждение элементов рулевого механизма - редуктора, рейки, шарниров.
Диагностика неисправностей ГУР
К внешним признакам неполадок гидроусилителя относят:
- Повышенное усилие при вращении руля
- Стуки в рулевом механизме при повороте
- Посторонние шумы из моторного отсека
- Течь рабочей жидкости
Для точной диагностики поломки необходимо провести ряд проверок самостоятельно или в автосервисе:
- Проверить уровень жидкости в бачке
- Оценить давление в системе с помощью манометра
- Провести вакуумную диагностику герметичности
- Осмотреть состояние трубопроводов и шлангов
Методы устранения неполадок гидроусилителя
Если причиной тяжелого руля является недостаточный уровень рабочей жидкости, то его можно восстановить путем долива. При этом важно использовать жидкость только рекомендованной марки и вязкости.
Удаление воздуха из системы также помогает решить проблему с тугим рулем. Для этого может потребоваться многократное вращение руля с работающим двигателем или прокачка гидросистемы специальным оборудованием.
При выходе из строя насоса или других элементов гидроусилителя требуется их ремонт или полная замена. Эти работы могут быть достаточно затратными.
Также рекомендуется профилактическое обслуживание ГУР с периодичностью 30-50 тыс. км пробега - замена фильтров, жидкости, проверка герметичности системы.
Эксплуатация автомобиля с неисправным ГУР
Управление автомобилем при вышедшем из строя гидроусилителе крайне затруднено. Почему руль тяжело крутится в этом случае? Потому что водитель вынужден прилагать в несколько раз большее усилие для поворота.
Длительная эксплуатация такого автомобиля опасна, так как существенно повышается риск ДТП. Например, при неожиданном препятствии может не хватить времени на реакцию и маневр.
Поэтому рекомендуется использовать автомобиль с неисправным ГУР только в экстренных ситуациях и на небольшие расстояния, с пониженной скоростью и предельным вниманием.
Стоимость ремонта гидроусилителя руля
Стоимость запчастей и материалов для ремонта гидроусилителя может составлять:
- Насос гидроусилителя - от 3000 руб.
- Рулевая рейка - от 5000 руб.
- Рабочая жидкость - от 300 руб. за литр
Стоимость работ по диагностике и ремонту ГУР в автосервисе начинается от 2000 рублей. Итоговая цена зависит от объема необходимых операций и может доходить до 30000 рублей.
На стоимость влияют марка и модель автомобиля, его пробег, тип неисправности, стоимость запчастей в конкретном регионе.
Гарантия на работы по ремонту ГУР
Большинство автопроизводителей предоставляют гарантию на устранение неисправностей гидроусилителя руля, если машина новая и не истек срок гарантийных обязательств.
Многие автосервисы также дают гарантию на выполненные работы и установленные запчасти от 1 года и более в зависимости от условий.
Если в период действия гарантии обнаруживается брак или повторная поломка по ремонтируемому узлу, клиент имеет право на бесплатный повторный ремонт в данном автосервисе.
Профилактика и предупреждение неисправностей ГУР
Для предотвращения проблем с гидроусилителем руля необходимо регулярно проводить его обслуживание в рамках ТО автомобиля.
Рекомендуется менять рабочую жидкость ГУР каждые 60-80 тысяч километров пробега. Это позволит избежать ее загрязнения и снижения смазывающих свойств.
Полезно использовать присадки-ревитализанты, которые очищают и защищают элементы гидросистемы от износа. Например, составы серии "Супротек ГУР".
Также важно следить за герметичностью соединений, состоянием шлангов и трубок - своевременно менять изношенные элементы.
Признаки неисправностей гидроусилителя
Помимо основного признака - почему руль стал тяжело крутиться - могут наблюдаться и другие проявления неполадок ГУР:
- Повышенный шум при работе рулевого механизма
- Течь рабочей жидкости из сальников и уплотнений
- Неравномерное усилие поворота руля в разные стороны
- Замирание двигателя при полном повороте руля
При появлении таких признаков не стоит игнорировать проблему, а следует сразу обратиться в автосервис для диагностики гидроусилителя.
Альтернативы традиционному гидроусилителю руля
На современных автомобилях наряду с ГУР применяются и другие типы усилителей рулевого управления:
- Электрический усилитель (ЭУР)
- Электрогидравлический усилитель (ЭГУР)
- Адаптивный усилитель (АУР)
Они обладают более высоким КПД, компактны, позволяют реализовывать дополнительные алгоритмы управления. Но также подвержены неисправностям, которые могут привести к почему туго крутится руль.
Причины отказа электрического усилителя руля
К основным неисправностям электроусилителя руля (ЭУР) относятся:
- Перегорание предохранителей и реле
- Поломка блока управления
- Неисправность датчиков положения руля или крутящего момента
- Механические повреждения проводки при ДТП
Любая из этих поломок может привести к тому, почему руль стал тяжело крутиться и нужно срочно устранять неисправность.
Профилактика неисправностей усилителя руля
Для предотвращения проблем с электроусилителем руля необходимо:
- Регулярно проверять работу датчиков и электропроводки
- Оберегать от повреждений и влаги электрические компоненты системы ЭУР
- Соблюдать интервалы обслуживания автомобиля и замены расходных материалов
Выполнение этих простых мер позволит максимально продлить срок службы усилителя руля и избежать дорогостоящего ремонта.
Затраты на ремонт электроусилителя руля
Средняя стоимость запчастей для ремонта ЭУР:
- Блок управления - от 8000 руб.
- Датчик крутящего момента - от 3000 руб.
- Ремкомплект электропроводки - от 2000 руб.
Стоимость работ по замене неисправных узлов и наладке системы может доходить до 15000 рублей.
Таким образом, полная стоимость ремонта варьируется от 10000 до 30000 рублей в зависимости от марки автомобиля и объема работ.