Динамика государственного внутреннего долга РФ: куда движемся?
Пандемия COVID-19 ускорила рост государственного долга во многих странах. Как обстоят дела с государственным внутренним долгом РФ на фоне глобальных экономических потрясений? Давайте разберемся.
Структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
Государственный внутренний долг РФ[1] формируется из следующих основных компонентов:
- Облигации федерального займа (ОФЗ)
- Государственные сберегательные облигации (ГСО)
- Казначейские обязательства
Рассмотрим динамику государственного внутреннего долга РФ за последние 20 с лишним лет:
2000 г. | 1 076,2 млрд руб. |
2005 г. | 1 458,8 млрд руб. |
2010 г. | 2 792 млрд руб. |
Как видно из приведенных данных, в первом десятилетии 2000-х годов темпы роста госдолга были умеренными. Однако после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и введения санкций 2014 года динамика резко ускорилась. Так, уже к началу 2022 года размер государственного внутреннего долга РФ достиг 22,8 трлн рублей.
Что касается структуры госдолга, то на 2022 год она выглядит следующим образом:
- ОФЗ - 93%
- ГСО и прочие инструменты - 7%
Видно, что подавляющая доля приходится на ОФЗ. Это объясняется тем, что они считаются наиболее надежным инструментом для частных и институциональных инвесторов. При этом внутри категории ОФЗ преобладают бумаги с плавающей и фиксированной процентной ставкой, на долю которых приходится около 93% всех выпусков.
Факторы, влияющие на динамику госдолга
На увеличение государственного внутреннего долга РФ в последние годы повлиял ряд факторов.
Рост государственных расходов
Во-первых, это значительный рост государственных расходов, в том числе на реализацию национальных проектов и меры по поддержке экономики в условиях санкций. К примеру, только на программу льготной ипотеки в 2022 году было потрачено более 300 млрд рублей из федерального бюджета.
Повышение ключевой ставки ЦБ
Во-вторых, в условиях высокой инфляции Банк России повысил ключевую ставку до 20% годовых. Это привело к росту стоимости обслуживания как ранее взятых, так и новых займов для пополнения бюджета.
Ослабление национальной валюты
В-третьих, имело место ослабление курса рубля из-за введения финансовых и технологических санкций со стороны недружественных государств. Это также отразилось на стоимости обслуживания внешних займов в иностранной валюте.
Все перечисленные факторы в совокупности и обусловили стремительный рост государственного долга РФ за последние годы.
Прогнозы Минфина РФ на 2023-2026 годы
Согласно прогнозам Минфина[3], в ближайшие годы также ожидается дальнейшее наращивание госдолга. Основные параметры выглядят следующим образом:
- 2023 г. - 29,2 трлн руб.
- 2024 г. - 32,5 трлн руб.
- 2025 г. - 35,9 трлн руб.
- 2026 г. - 40,1 трлн руб.
Помимо этого, Минфин прогнозирует существенный рост расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга:
- 2023 г. - 1,6 трлн руб. (1% ВВП)
- 2024 г. - 2,4 трлн руб. (1,3% ВВП)
- 2025 г. - 2,9 трлн руб. (1,5% ВВП)
- 2026 г. - 3,4 трлн руб. (1,7% ВВП)
Такие показатели могут создать определенные риски для исполнения бюджета и реализации государственных программ. Посмотрим, как оценивают ситуацию эксперты.
Экспертные оценки текущей ситуации
Как считают эксперты, текущий уровень государственного долга РФ находится в допустимых пределах, несмотря на активный рост в последние годы.
Сравнение с другими странами
Для сравнения, во многих развивающихся странах этот показатель превышает 60% ВВП, а в некоторых развитых государствах достигает даже 120%. Поэтому 18-20% госдолга к ВВП в России выглядит вполне комфортно на этом фоне.
Влияние на другие статьи расходов
Вместе с тем, рост расходов на обслуживание госдолга неизбежно приведет к вытеснению трат на другие, более производительные цели. Каждый процент ВВП, потраченный на выплату процентов, означает сокращение инвестиций в инфраструктуру, науку, образование.
Риски дальнейшего увеличения долговой нагрузки
Неблагоприятные макроэкономические сценарии
Существенное влияние на перспективы госдолга может оказать реализация негативных сценариев в экономике. К примеру, снижение цен на нефть, усиление оттока капитала, дальнейшее ослабление рубля.
Оптимизация структуры
В целях минимизации рисков имеет смысл оптимизировать структуру госдолга за счет увеличения доли долгосрочных инструментов с фиксированными ставками.
Снижение стоимости обслуживания
Положительный эффект может дать постепенное снижение ключевой ставки ЦБ РФ по мере замедления инфляции. Это приведет к удешевлению обслуживания как новых, так и ранее размещенных займов.