Динамика государственного внутреннего долга РФ: куда движемся?

Пандемия COVID-19 ускорила рост государственного долга во многих странах. Как обстоят дела с государственным внутренним долгом РФ на фоне глобальных экономических потрясений? Давайте разберемся.

Структура и динамика государственного внутреннего долга РФ

Государственный внутренний долг РФ[1] формируется из следующих основных компонентов:

  • Облигации федерального займа (ОФЗ)
  • Государственные сберегательные облигации (ГСО)
  • Казначейские обязательства

Рассмотрим динамику государственного внутреннего долга РФ за последние 20 с лишним лет:

2000 г. 1 076,2 млрд руб.
2005 г. 1 458,8 млрд руб.
2010 г. 2 792 млрд руб.

Как видно из приведенных данных, в первом десятилетии 2000-х годов темпы роста госдолга были умеренными. Однако после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и введения санкций 2014 года динамика резко ускорилась. Так, уже к началу 2022 года размер государственного внутреннего долга РФ достиг 22,8 трлн рублей.

Что касается структуры госдолга, то на 2022 год она выглядит следующим образом:

  • ОФЗ - 93%
  • ГСО и прочие инструменты - 7%

Видно, что подавляющая доля приходится на ОФЗ. Это объясняется тем, что они считаются наиболее надежным инструментом для частных и институциональных инвесторов. При этом внутри категории ОФЗ преобладают бумаги с плавающей и фиксированной процентной ставкой, на долю которых приходится около 93% всех выпусков.

Факторы, влияющие на динамику госдолга

На увеличение государственного внутреннего долга РФ в последние годы повлиял ряд факторов.

Рост государственных расходов

Во-первых, это значительный рост государственных расходов, в том числе на реализацию национальных проектов и меры по поддержке экономики в условиях санкций. К примеру, только на программу льготной ипотеки в 2022 году было потрачено более 300 млрд рублей из федерального бюджета.

Повышение ключевой ставки ЦБ

Во-вторых, в условиях высокой инфляции Банк России повысил ключевую ставку до 20% годовых. Это привело к росту стоимости обслуживания как ранее взятых, так и новых займов для пополнения бюджета.

Ослабление национальной валюты

В-третьих, имело место ослабление курса рубля из-за введения финансовых и технологических санкций со стороны недружественных государств. Это также отразилось на стоимости обслуживания внешних займов в иностранной валюте.

Все перечисленные факторы в совокупности и обусловили стремительный рост государственного долга РФ за последние годы.

Прогнозы Минфина РФ на 2023-2026 годы

Согласно прогнозам Минфина[3], в ближайшие годы также ожидается дальнейшее наращивание госдолга. Основные параметры выглядят следующим образом:

  • 2023 г. - 29,2 трлн руб.
  • 2024 г. - 32,5 трлн руб.
  • 2025 г. - 35,9 трлн руб.
  • 2026 г. - 40,1 трлн руб.

Помимо этого, Минфин прогнозирует существенный рост расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга:

  • 2023 г. - 1,6 трлн руб. (1% ВВП)
  • 2024 г. - 2,4 трлн руб. (1,3% ВВП)
  • 2025 г. - 2,9 трлн руб. (1,5% ВВП)
  • 2026 г. - 3,4 трлн руб. (1,7% ВВП)

Такие показатели могут создать определенные риски для исполнения бюджета и реализации государственных программ. Посмотрим, как оценивают ситуацию эксперты.

Экспертные оценки текущей ситуации

Как считают эксперты, текущий уровень государственного долга РФ находится в допустимых пределах, несмотря на активный рост в последние годы.

Сравнение с другими странами

Для сравнения, во многих развивающихся странах этот показатель превышает 60% ВВП, а в некоторых развитых государствах достигает даже 120%. Поэтому 18-20% госдолга к ВВП в России выглядит вполне комфортно на этом фоне.

Влияние на другие статьи расходов

Вместе с тем, рост расходов на обслуживание госдолга неизбежно приведет к вытеснению трат на другие, более производительные цели. Каждый процент ВВП, потраченный на выплату процентов, означает сокращение инвестиций в инфраструктуру, науку, образование.

Риски дальнейшего увеличения долговой нагрузки

Неблагоприятные макроэкономические сценарии

Существенное влияние на перспективы госдолга может оказать реализация негативных сценариев в экономике. К примеру, снижение цен на нефть, усиление оттока капитала, дальнейшее ослабление рубля.

Оптимизация структуры

В целях минимизации рисков имеет смысл оптимизировать структуру госдолга за счет увеличения доли долгосрочных инструментов с фиксированными ставками.

Снижение стоимости обслуживания

Положительный эффект может дать постепенное снижение ключевой ставки ЦБ РФ по мере замедления инфляции. Это приведет к удешевлению обслуживания как новых, так и ранее размещенных займов.

Комментарии