Система образования в России переживает не лучшие времена. Учителя вынуждены работать на нескольких работах, чтобы свести концы с концами. При этом государство не раз заявляло о планах ввести единую справедливую систему оплаты труда педагогов. Но когда она заработает на практике и принесет ли долгожданные плоды? Давайте разберемся.
История вопроса реформирования оплаты труда учителей в России
Вопрос справедливого вознаграждения за нелегкий труд учителя волнует российское общество уже давно. Еще в советские времена существовала единая система оплаты труда педагогов с учетом квалификации и стажа. Однако она имела свои минусы:
- Медленный карьерный рост и низкая зарплата на начальном этапе
- Отсутствие стимулов для профессионального развития
После распада СССР система рухнула, а новая так и не была выстроена. Попытки реформирования предпринимались неоднократно, в частности в 2006-2007 годах была введена НСОТ (новая система оплаты труда). Тогда много говорилось о том, что благодаря подушевому финансированию зарплаты учителей существенно вырастут. Однако на практике это не подтвердилось. Профессор Наталья Горлова прокомментировала ситуацию так:
Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта Российской Федерации.
То есть фактически неравенство только усугубилось. В итоге знаменитая формула "работать на две ставки, чтобы на одну ставку жить" появилась именно после экспериментов 2000-х годов.
Ситуация вызывает тревогу у всех участников образовательного процесса. Профсоюзы, эксперты и сами учителя не раз поднимали этот вопрос. И в 2021 году власти вновь заговорили о реформах. Было заявлено о разработке единых стандартов оплаты труда педагогов по всей России. Должны ли мы ожидать на этот раз положительных перемен к лучшему для учителей? Что известно о новой системе и как она будет работать - разберем далее.
Текущее состояние оплаты труда учителей: проблемы и вызовы
Прежде чем говорить о будущем, давайте разберемся с настоящим. Как обстоят дела с оплатой труда российских учителей сейчас? К сожалению, ситуация оставляет желать лучшего. Данные Росстата за 2022 год показывают следующее:
Регион | Средняя з/п учителя, руб. |
Москва | 97 304 |
Санкт-Петербург | 84 592 |
Республика Карелия | 42 184 |
Как видно из таблицы, разрыв огромный - более чем в 2 раза между столицами и регионами. При этом данные зачастую приукрашены, так как усредняются с высокими зарплатами чиновников из региональных министерств образования. Еще одна проблема - непрозрачность начисления заработной платы рядовым учителям. Так министр просвещения Сергей Кравцов признал:
Не всегда учителю, особенно молодому, понятно, как начисляется заработная плата.
В результате многие талантливые педагоги разочаровываются и уходят из школ. А те, кто остается, вынуждены подрабатывать репетиторством, в ущерб основной работе. В конечном счете страдает качество российского образования.
Тревожные тенденции подтверждает и статистика. За 2022 год численность учителей сократилась на 65 000 человек. Эксперты связывают отток кадров в том числе с низким уровнем зарплат. Таким образом, вопрос справедливого вознаграждения учителей стоит остро как никогда.
Новая система оплаты труда учителей: обещают ли перемены к лучшему?
Итак, подходим к главному вопросу - что же сулит новая реформа системы оплаты труда учителей и оправдает ли она возложенные ожидания?
Согласно заявлениям Минпросвещения, новая система оплаты труда учителей будет базироваться на нескольких ключевых принципах:
- Единые федеральные стандарты оплаты труда для всех регионов
- Учет квалификационной категории педагога
- Стимулирующие выплаты за профессиональное развитие и успехи учеников
Кроме того, вводятся новые категории: педагог-методист и педагог-наставник. Это должно мотивировать опытных учителей делиться знаниями с молодыми коллегами.
Плюсы и потенциал
Безусловно, единые федеральные стандарты - это шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией. Как отмечают сторонники реформы, новая система позволит:
- Сократить разрыв в оплате труда между регионами
- Сделать начисление зарплат более прозрачным для учителей
- Стимулировать повышение квалификации педагогов
Помимо этого, единые подходы обещают частично решить проблему нехватки кадров в школах. Поскольку сейчас в одних регионах избыток учителей, а в других их катастрофически не хватает.
Возможные подводные камни
Однако у новой системы оплаты труда учителей есть и потенциальные риски, о которых пока предпочитают не говорить чиновники:
- Сохранится ли прежний уровень финансирования или произойдет его секвестирование?
- Насколько прозрачными и справедливыми будут критерии оценки для стимулирующих выплат?
- Смогут ли регионы уйти от порочной практики "цены ученика"?
Пока что однозначных ответов на эти вопросы нет.