Почему период правления Хрущева называют "оттепелью"? Взгляд на культурные перемены в обществе

Почему период правления Никиты Хрущева вошел в историю под названием "оттепель"? Давайте разберемся, какие перемены произошли в культурной и общественной жизни СССР в 1953-1964 годах после смерти Сталина и прихода к власти Хрущева. Узнаем, почему эти годы стали временем ослабления тоталитаризма и цензуры, большей свободы творчества и критического осмысления действительности.

Предпосылки "оттепели" в СССР после смерти Сталина (1953 год)

После смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 года в СССР начинается период десталинизации, который вошел в историю под названием "оттепель". Этот термин обозначал временное послабление жесткого тоталитарного режима, установленного Сталиным. Период правления Сталина характеризовался культом личности, массовыми репрессиями, существованием ГУЛАГа, тотальным идеологическим контролем и цензурой.

На протяжении ряда лет в печати, в литературе, в кино, в театре и других областях культуры было много неправильного, всячески восхвалялся и превозносился культ личности Сталина, что создавало нездоровую обстановку в жизни страны. Сталин сам нарушал ленинские принципы коллективного руководства в партии и нередко принимал важнейшие государственные решения без обсуждения их в Политбюро, без консультации со старейшими членами Политбюро.

Так охарактеризовал ошибки сталинского режима Никита Хрущев в своем докладе на XX съезде КПСС в 1956 году. Этот доклад положил начало осуждению культа личности Сталина и процессу десталинизации в СССР.

Начало десталинизации в 1953-1956 годах

Первые шаги десталинизации были предприняты сразу после смерти Сталина в марте 1953 года. В сентябре 1953 года была объявлена амнистия для заключенных, осужденных на срок до 5 лет. Из лагерей вышло около 1 млн человек.

Однако по-настоящему активная фаза десталинизации и критики культа личности началась после XX съезда КПСС в феврале 1956 года. На этом съезде Хрущев выступил с закрытым докладом "О культе личности и его последствиях", в котором резко осудил репрессии и нарушения социалистической законности в годы правления Сталина.

После XX съезда КПСС были созданы специальные комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. К концу 1950-х годов было реабилитировано более 2 млн человек. Миллионы заключенных были освобождены из лагерей ГУЛАГа, который к 1960 году прекратил свое существование.

Ослабление тоталитарного режима

В период "оттепели" произошел переход от жесткого тоталитарного режима времен Сталина к более мягкой авторитарной системе. Хотя однопартийная система сохранялась, были предприняты некоторые шаги по демократизации общественно-политической жизни:

  • Была провозглашена политика коллективного руководства вместо единовластия.
  • Система ГУЛАГа была ликвидирована.
  • Миллионы репрессированных граждан были реабилитированы.
  • Была частично восстановлена законность и соблюдение прав граждан.
  • Были смягчены некоторые ограничения в области культуры и искусства.

Эти изменения позволили говорить об "оттепели" и либерализации режима по сравнению с эпохой Сталина.

Ослабление цензуры и идеологического диктата

Важнейшей частью "оттепели" стало ослабление цензуры и идеологического контроля над литературой, искусством и СМИ. Хотя цензура не была отменена полностью, появилась возможность более открыто говорить о недостатках советской системы, критиковать отдельные явления действительности.

Главной трибуной "оттепели" в литературе стал журнал "Новый мир" под редакцией Александра Твардовского. В нем публиковались произведения, которые ранее были недопустимы - в частности, повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" о жизни в сталинских лагерях. Это произведение получило широкую известность в СССР и за рубежом.

Таким образом, период "оттепели" стал временем появления в советской литературе и искусстве более критического и реалистического взгляда на действительность.

Новые веяния в литературе

В период "оттепели" в советской литературе появилось новое поколение авторов, чье творчество отличалось бóльшим критицизмом и реализмом. Среди наиболее ярких представителей этого направления:

  • Александр Твардовский - автор поэмы "За далью - даль", в которой поднимались острые вопросы нравственности и исторической памяти.
  • Илья Эренбург - его роман "Оттепель" дал название всей эпохе.
  • Владимир Дудинцев - в романе "Не хлебом единым" показал негативные стороны советской действительности.

Многие произведения "оттепели" вызывали резонанс в обществе и получали известность за рубежом, где их воспринимали как свидетельство либерализации режима в СССР.

Обновление в кинематографе

Наряду с литературой, обновление затронуло и советский кинематограф в период "оттепели". Появилось новое поколение режиссеров, снимавших фильмы, которые откровенно поднимали острые социальные и нравственные проблемы. Среди таких картин:

  • "Летят журавли" Михаила Калатозова о тяжелых последствиях войны.
  • "Чистое небо" Григория Чухрая о драме военного летчика.
  • "Судьба человека" Сергея Бондарчука о судьбе фронтовика в послевоенные годы.

Эти и другие фильмы эпохи "оттепели" отличались реализмом и гуманизмом. Их появление свидетельствовало об ослаблении идеологического диктата в кинематографе.

Изменение общественных настроений

Наряду с переменами в литературе и искусстве, "оттепель" затронула и общественные настроения в стране. Появилось целое поколение критически настроенной интеллигенции, получившей название "шестидесятники". Представители этого течения выступали за дальнейшую либерализацию и демократизацию.

Мы жадно читали запрещенную литературу, слушали "Голос Америки", доставали магнитофонные записи Высоцкого и Галича. В воздухе витал дух свободы, критического переосмысления прошлого и настоящего.

- Воспоминания Людмилы Петрановской, историка

Таким образом, "оттепель" стала временем роста общественных запросов на бóльшую открытость и свободу.

Воздействие XX съезда КПСС на страны соцлагеря

Осуждение культа личности Сталина на XX съезде КПСС оказало влияние и на другие страны социалистического лагеря. В некоторых государствах к власти пришли реформаторски настроенные лидеры, выступавшие за либерализацию режима.

Однако попытки реформ в Восточной Европе натолкнулись на сопротивление советского руководства, опасавшегося "потери контроля" над союзниками. Так, подавление восстания в Венгрии в 1956 году продемонстрировало наличие границ десталинизации, которые СССР был не готов перейти.

В целом процессы, запущенные XX съездом КПСС, способствовали эрозии тоталитарных режимов в Восточной Европе в последующие десятилетия.

Пределы "оттепели"

Хотя 1953-1964 годы вошли в историю как время "оттепели", этот период был неоднородным. Уже с конца 1950-х годов началось постепенное сворачивание либерализации.

Поворотной точкой стало подавление венгерского восстания 1956 года. Это событие наглядно продемонстрировало границы дозволенного. В декабре 1956 года было принято специальное постановление ЦК КПСС об усилении идеологического контроля и борьбе с "антисоветскими настроениями".

В начале 1960-х годов последовал ряд запретов в Была остановлена публикация многих произведений, в том числе поэмы А.Твардовского «Теркин на том свете». Эти события свидетельствовали, что "оттепель" подходила к концу.

Возрождение антирелигиозной пропаганды

Во второй половине 1950-х годов в СССР вновь активизировалась антирелигиозная пропаганда и административное давление на церковь.

В 1958 году было принято постановление ЦК КПСС "О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды", которое фактически дало старт новой волне гонений на религию.

Был введен ряд ограничений для духовенства и ужесточены меры налогового давления на церковь. Никита Хрущев в своих выступлениях неоднократно делал резкие антирелигиозные заявления, в частности пообещал к 1980 году "показать последнего попа по телевидению".

Эти события демонстрировали, что в сфере религиозной политики никакой "оттепели" не произошло.

Изменения в органах госбезопасности

В годы правления Н.С.Хрущева произошли и некоторые изменения в органах государственной безопасности, прежде всего в КГБ.

В конце 1950-х годов было сокращено общее число сотрудников КГБ. Одновременно шел набор новых кадров, в первую очередь из комсомола. Менялся и образ чекиста - теперь это были не люди в кожанках, а опрятные молодые специалисты с высшим образованием.

Официально подчеркивалась преемственность КГБ с органами ВЧК времен Ф.Дзержинского, не запятнанными массовыми репрессиями. Но в целом роль спецслужб в обществе оставалась значительной.

Окончание "оттепели" в 1964 году

Финалом "оттепели" стало отстранение Н.С.Хрущева от власти в октябре 1964 года. К руководству пришла новая команда во главе с Л.И.Брежневым, что означало отказ от либерализации.

В дальнейшем был введен ряд ограничений в области культуры, усилен идеологический контроль. Окончательно завершила "оттепель" реакция СССР на события Пражской весны 1968 года в Чехословакии.

Таким образом, период относительной свободы 1953-1964 годов был непродолжительным и завершился возвратом к более жесткому политическому режиму.

Международный резонанс

События хрущевской "оттепели" имели большой международный резонанс и воспринимались на Западе как свидетельство эволюции советской системы.

Относительная либерализация в СССР вселяла надежды на улучшение отношений Восток-Запад. Однако в дальнейшем это не оправдалось, усилив разочарование на Западе.

Оценки значения "оттепели"

"Почему называют оттепелью"? До сих пор идут споры об историческом значении и масштабе перемен в период правления Хрущева.

Одни считают "оттепель" лишь небольшой либерализацией режима, другие - подлинной попыткой реформирования системы. Но большинство признает ее важную роль в культурном развитии страны.

Влияние "оттепели" на последующее развитие культуры

"Почему период правления Хрущева называют оттепелью"? Этот период оказал заметное влияние на последующее развитие советской культуры и общественной мысли.

Несмотря на ограниченность и непродолжительность "оттепели", она породила целое поколение деятелей культуры, чье творчество отличалось критическим взглядом на действительность. Эта традиция во многом сохранялась и в последующие десятилетия. К таким деятелям относится, например, Александр Солженицын, автор романа "Архипелаг ГУЛАГ".

Комментарии