Воспитательная работа. Методы и назначение

В комплексе мер, направленных на предупреждение преступных действий, целенаправленное воздействие на личность, воспитательная работа занимает одну из главенствующих позиций. При этом данный вид воздействия может быть использован как для детей и подростков, так и для людей в более зрелом возрасте.

Основными методами воспитательной работы являются:

  • тренинги, беседы и лекции;
  • совместная деятельность и индивидуальные занятия;
  • рекомендации литературы и фильмов;
  • спортивные мероприятия.

При выборе того или иного метода необходимо учитывать условия, в которых находится воспитуемый, уровень его личностного развития, готовность к принятию информации, адекватность используемых приемов и техник, степень активности испытуемого в процессе, иначе говоря, «включенность», и ряд других факторов.

В обычной жизни процесс воспитания буквально «вписан» во все сферы (семья, учебное заведение или коллектив на работе, друзья, знакомые, приятели, СМИ и т.д.). При этом недостатки или пагубное влияние, оказываемое на личность, не всегда возможно вовремя заметить и пресечь. Именно в этом случае воспитательная работа становится наиболее сложной. Изменить сложившиеся стереотипы поведения, показать несостоятельность норм, принятых в референтной (значимой) группе – задача воспитателя.

С подобными трудностями сталкиваются специалисты, деятельность которых связана с проведением воспитательных мероприятий в учреждениях закрытого типа (исправительных колониях, интернатах для «трудных» подростков и т.п.). Воспитательная работа в этих случаях имеет ряд нюансов. Кратко затронем некоторые из них.

Воспитательная работа с «трудными» детьми

Основные принципы этого взаимодействия были заложены талантливым педагогом Макаренко. Несмотря на почти вековую историю, они не утратили своей актуальности и остаются весьма действенными мерами. Главные принципы построения воспитательного процесса заключаются в следующем:

  • Воспитание со знаком «+» (доверие к воспитаннику, акцентирование внимания на поступках со знаком «+», учет мнения и собственного интереса ребенка/подростка, помощь и стимуляция поиска в своей личности положительных черт, защита интересов воспитанников и помощь в решении проблем).
  • Принцип социального соответствия воспитания (учет всех социальных факторов, которые оказывали и оказывают влияние на личность воспитанника, построение системы гармоничного взаимодействия со стороны всех общественных и значимых социальных институтов, помощь в правильном восприятии и анализе информации, поступающей из различных источников).
  • Индивидуализация (внимательное отношение к изменениям в личности каждого ребенка, выбор средств и методов в соответствии с индивидуальными особенностями, успех одного воспитанника не должен достигаться путем негативного воздействия на других).

Воспитательная работа с детьми, построенная с учетом этих принципов, позволит достичь очевидного успеха педагогу или администрации учреждений.

Еще один вид деятельности – воспитательная работа с осужденными. Ее особенностью является ряд ограничений, который наложен на людей спецификой места пребывания. В условиях исправительной колонии, например, не все методы можно и нужно использовать. При выборе метода работы необходимо учитывать не только личностные характеристики каждого заключенного, но и тип режима колонии, срок назначенного наказания и тип содержания.

В качестве основных методов в этих условиях используют организацию спортивных и культурных мероприятий, просмотр кинолент и чтение литературы. Ярким показателем успешной работы станет не формальное соответствие тем нормам, которые требуются от заключенного, а искреннее желание участвовать в общественной деятельности,
положительная динамика во взаимодействии человека во внутренней среде, смена поведенческих реакций и т.д. В идеале воспитательная работа не должна прекращаться и после того, как человек покидает пределы исправительного учреждения. Невозможность адаптации в повседневной жизни может свести на «нет» старания и педагогов, и самого человека.

Комментарии