Кризис новорожденности: психология и особенности периода

Кризис новорожденности - это переходный период от внутриутробного развития плода к внеутробной жизни ребенка. Этот кризис обусловлен резкой сменой условий существования: яркий свет, звуки, запахи, необходимость самостоятельно дышать и питаться. Ребенку приходится адаптироваться к новым условиям.

Кризис длится обычно 1-2 месяца после рождения. В этот период формируется базовое доверие ребенка к миру. Отсутствие матери воспринимается как угроза жизни. Важно обеспечить тактильный контакт, физическую близость с матерью.

Основное новообразование периода - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, отдельной от матери. Проявляется в комплексе оживления: моторное возбуждение, вокализации, улыбка. Комплекс служит границей кризиса.

Физиологические проявления кризиса новорожденности

Рождение ребенка является критическим и стрессовым событием как для самого младенца, так и для организма матери. В момент родов происходит резкое изменение условий существования плода - он попадает из замкнутого материнского лона в открытое пространство внешнего мира. Кризис новорожденности связан с кардинальной перестройкой работы всех систем организма новорожденного для автономного функционирования в изменившихся условиях.

Физиологически кризис новорожденности обусловлен следующими факторами:

  • Переход на легочное дыхание. Внутриутробно плод дышал через плаценту, получая кислород из крови матери. Сразу после рождения происходит расправление легких и начало самостоятельного дыхания. Это сопровождается функциональной перестройкой дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
  • Начало работы пищеварительной системы. В желудке новорожденного накапливается первое молозиво, происходит его переваривание и усвоение. Включаются процессы выделения. Работа кишечника в первые дни после рождения может быть нестабильной.
  • Терморегуляция. Внутриутробно температура тела плода поддерживалась на постоянном уровне за счет материнского организма. После родов ребенок начинает сам регулировать теплообмен в соответствии с температурой окружающей среды. Несовершенство механизмов терморегуляции приводит к быстрому охлаждению или перегреву.
  • Нарушение водно-солевого баланса. У новорожденного происходят значительные потери жидкости и минеральных веществ, особенно натрия. Возникает риск обезвоживания.
  • Адаптация сердечно-сосудистой системы к новым условиям кровообращения. Происходит закрытие фетальных сосудов и открытие легочной артерии.
  • Перестройка обменных процессов. После рождения ребенок начинает получать питательные вещества с молоком матери, а не через плаценту. Меняется интенсивность обмена веществ.
  • Созревание ферментных систем и других механизмов жизнедеятельности.

Таким образом, в период новорожденности происходит сложнейшая перестройка работы всех систем и функций организма ребенка. Многие физиологические параметры (дыхание, температура, сердцебиение, артериальное давление и др.) в течение первой недели жизни остаются нестабильными. По мере созревания регуляторных механизмов их показатели постепенно приходят в норму.

С физиологической точки зрения кризис новорожденности можно считать пройденным, когда:

  • наступил 3-5 день - ребенок начинает прибавлять в весе;
  • прошел адаптационный период - к концу первой недели жизни стабилизируются процессы дыхания, кровообращения, терморегуляции;
  • завершен неонатальный период (4 недели) - нормализуется работа всех систем организма, исчезает физиологическая желтуха.

Таким образом, кризис новорожденности является нормальной, закономерной стадией адаптации ребенка к внеутробному существованию. Правильный материнский уход, грудное вскармливание, тепло и забота помогают младенцу благополучно пройти этот непростой период.

Кризис новорожденности: психология

С психологической точки зрения кризис новорожденности обусловлен кардинальной сменой среды обитания и формы существования ребенка. Если рассматривать психическое развитие как процесс, то рождение является критической точкой перехода от внутриутробного развития к внеутробному.

Основные психологические факторы кризиса новорожденности:

  • Резкое изменение сенсорных воздействий - яркий свет, громкие звуки, новые запахи, ощущения прикосновений. Внутриутробно сенсорные раздражители были приглушены.
  • Потеря «физического единства» с матерью. Ранее все потребности ребенка удовлетворялись автоматически через плаценту и связанную с ней систему кровообращения.
  • Необходимость самостоятельного дыхания, приема пищи, регуляции температуры.
  • Резкое увеличение открытого пространства, в котором находится ребенок.
  • Недостаток естественных ритмов движения, которые были до рождения.
  • Отделение от привычных и постоянных внутриутробных раздражителей.
  • Появление новых биологических потребностей и необходимость их удовлетворения.

Такое резкое изменение условий жизни является стрессом для новорожденного. Оно приводит к возникновению тревоги, повышенной возбудимости, нарушению сна и другим проявлениям дискомфорта. Младенец еще не может самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и нуждается в помощи близких.

Кризис новорожденности проявляется в:

  • эмоциональной нестабильности;
  • повышенной раздражительности и плаксивости;
  • нарушениях сна и бодрствования;
  • снижении интереса к окружающему миру;
  • заторможенности или, наоборот, моторной расторможенности.

При этом индивидуальные проявления кризиса могут значительно варьироваться. Одни новорожденные переносят адаптацию сравнительно легко и быстро устанавливают контакт с матерью. У других этот процесс может затянуться.

С точки зрения психологии, кризис новорожденности можно считать пройденным, когда:

  • сформировалась потребность в общении;
  • ребенок адекватно реагирует на эмоциональные проявления матери;
  • появляются улыбка, гуление, слежение за лицом взрослого;
  • установился гибкий суточный режим сна и бодрствования.

Таким образом, основная задача психологического развития ребенка в период новорожденности - установление первичной связи с матерью и адаптация к новым условиям после рождения. Благополучное разрешение кризиса зависит от сензитивности и эмоциональной отзывчивости матери, позволяющей удовлетворить потребность ребенка в контакте и принятии.

Роль матери в преодолении кризиса ребенком

Адаптация ребенка к новым условиям жизни после рождения во многом зависит от ухода и заботы со стороны матери. Особенно в период кризиса новорожденности мать играет ключевую роль в обеспечении нормального физического и психического развития младенца.

Основные аспекты роли матери в преодолении кризиса новорожденности:

  • Удовлетворение базовых физиологических потребностей в пище, тепле, гигиене. Мать обеспечивает ребенку комфортные условия, необходимые для нормального функционирования всех систем организма.
  • Формирование чувства защищенности и доверия к миру. Нежное обращение, тактильный контакт, эмоциональная поддержка помогают ребенку преодолеть стресс от разлучения с материнским организмом.
  • Стимуляция позитивных эмоций и развития. Мать не только успокаивает и утешает ребенка, но и вызывает радость, интерес к взаимодействию своими ласками, разговорами, игрой.
  • Подстройка под ритмы и потребности младенца. Гибкий режим, кормление и сон по первому требованию, отклик на дискомфорт и плач.
  • Создание ощущения присутствия и поддержки даже на расстоянии своим голосом, взглядом, прикосновением.
  • Постепенное расширение ориентировочной активности ребенка, знакомство с окружающим миром в комфортном темпе.

Чуткость и отзывчивость матери к нуждам новорожденного, ее эмоциональная вовлеченность в процесс ухода имеют решающее значение для благополучного преодоления кризиса ребенком.

Основные проблемы, которые могут возникнуть при недостаточно адекватной материнской заботе:

  • Задержки в физическом развитии из-за недостаточного питания, нарушений температурного режима, низкой двигательной активности.
  • Замедленное психомоторное и речевое развитие вследствие «сенсорного голода» и недостатка стимуляции.
  • Нарушения эмоциональной сферы - повышенная тревожность, раздражительность, заторможенность.
  • Трудности в установлении контакта, дефицит общения, нарушение привязанности.
  • Риск возникновения психосоматических расстройств.

К сожалению, далеко не все матери интуитивно настроены на потребности новорожденного ребенка. У одних женщин могут возникнуть послеродовая депрессия, апатия, отсутствие материнских чувств. У других - завышенные ожидания, раздражение «несовершенством» младенца, неспособность распознать его состояние.

В таких случаях важна психологическая поддержка и просвещение матери, обучение навыкам ухода и взаимодействия с ребенком. Это поможет наладить эмоциональный контакт диады «мать-дитя» и обеспечит благополучное развитие младенца.

Комментарии