Крито-микенская культура: миф, ставший реальностью
Крито-микенская культура была открыта благодаря изучению древнегреческих мифов и бессмертных поэм Гомера. Следуя за ними, Г. Шлиман и А. Эванс открыли миру удивительные сокровища древнего мира, которые долгое время считались мифами. Особое место среди памятников этой древней культуры занимают гробницы Микен и Кносский дворец.
Дворец Миноса
Города острова Крит известны своими древними дворцами. Археологи обнаружили их руины в Кноссе, Гурнии, Фесте, Мали и Като-Заро. Но самым выдающимся памятником критской архитектуры стал дворец Миноса, расположенный в Кноссе. Для многих крито-микенская культура ассоциируется именно с этим сооружением. Его история неразрывно связана с легендами о получеловеке-полубыке Минотавре, царе Миносе и греческом герое Тесее.
Парадные помещения включали в себя большой и малый «тронные» залы и комнаты культового назначения. В женской части располагалась сокровищница, приемная комната, ванные и многие другие помещения. Во дворце была канализационная сеть, обслуживавшая ванные, бассейны и уборные. Насколько оригинальной являлась крито-микенская культура, можно понять, изучив детали Кносского дворца. В частности, здесь можно увидеть удивительные «иррациональные» колонны. В большинстве построек древних народов колонны расширялись книзу, а во дворце Миноса, наоборот, сужались. Кроме того, их декорировали зигзагообразным узором. Внутри стены дворца были покрыты красочными изображениями и орнаментом в виде гибких спиралевидных завитков или волн.
Гробницы Микен
В микенских гробницах археологи нашли бронзовые кинжалы с рукоятками, инкрустированными разнообразными рисунками. В частности, сценами охоты, водоплавающими птицами, бегущими львами, звездным небом. Кроме того, были обнаружены золотые перстни-печати. Стоит также вспомнить сосуды из золота, электры и серебра. Ахейцы считали такие сосуды залогом будущего возрождения умершего. Некоторые из них выполнены в виде животного или бычьего рога.
Невзирая на огромные достижения в самых разных областях, крито-микенская культура, как и многие другие, стала жертвой деградации. Современные учёные связывают её ослабление с неизвестной катастрофой, которая произошла между 1250 и 1190 гг. до н. э.