Что делать, если залило свечи: советы
Проблема залитых свечей зажигания знакома многим автовладельцам. Иногда двигатель отказывается заводиться из-за того, что в цилиндры попадает лишнее топливо и буквально заливает свечи. Диагностировать эту неисправность довольно просто - достаточно вывернуть свечи и осмотреть их.
Однако что делать дальше, если свечи уже залило?
Признаки залитых свечей
Самым очевидным признаком того, что свечи зажигания залило, является то, что двигатель не заводится или глохнет сразу после запуска. При попытке завести машину слышен характерный звук «шуруповерта», но двигатель не запускается. Это говорит о том, что топливная смесь не воспламеняется от искры свечи.
Если посмотреть на свечи зажигания, то на залившихся свечах можно заметить черный нагар и липкую пленку топлива на изоляторе и электродах. Также на свечах могут скапливаться капельки жидкости – бензина или масла. Свечи выглядят мокрыми, грязными.
Другой признак – запах бензина, исходящий от свечей. Это значит, что в камере сгорания скопилось избыточное количество топлива из-за того, что оно не сгорело как положено.
Если свечу выкрутить и посмотреть на расстоянии искрообразования между электродами, то оно будет слишком большим – от 5 мм и выше. На исправных свечах зазор меньше.
Также на залившихся свечах наблюдается неравномерное искрообразование, искра пробивается хаотично, с перебоями, не давая непрерывной линии между электродами. Это мешает нормальному воспламенению топливной смеси.
Все эти признаки говорят о том, что свечи залиты либо топливом, либо маслом и нуждаются в очистке для дальнейшей нормальной работы.
Почему происходит заливание свечей
Основная причина, по которой происходит заливание свечей зажигания - избыток топлива в цилиндрах двигателя. Это может быть вызвано рядом факторов.
Во-первых, причиной может быть неисправность в системе питания: неполадки в работе форсунок, топливного насоса, фильтров, что приводит к переобогащению топливной смеси. Из-за этого часть бензина не сгорает и скапливается на свечах.
Во-вторых, заливание может происходить из-за низкой компрессии в цилиндрах, по причине износа или задир поршневых колец, клапанов или их направляющих. Топливо просачивается в масляную полость и затем попадает на свечи снизу.
Еще одна распространенная причина - применение некачественного топлива, которое плохо воспламеняется от искры свечи. Также проблемы могут быть из-за низкого заряда аккумулятора, особенно в холодное время года.
Также свечи могут заливаться из-за большого зазора между электродами. Он должен быть 0,7-1 мм, если больше - возрастает напряжение пробоя, что затрудняет образование искры.
Кроме того, на заливание свечей влияют: нагар и отложения в камерах сгорания, которые нарушают нормальное искрообразование; неисправности в системе зажигания.
Проверка свечей на работоспособность
Чтобы понять, действительно ли причина незавода в залившихся свечах, их нужно проверить.
- Сначала визуально осмотреть свечи на наличие нагара, следов масла и бензина. Если свечи выглядят чистыми, то проблема скорее всего в другом.
- Затем для проверки каждую свечу по очереди выкручивают и проверяют на наличие искры, поднеся электроды к массе. Искра должна проскакивать ровно и четко.
- Также можно проверить свечи на специальном стенде, имитирующем рабочее давление в цилиндре. Иногда на свечах есть искра в свободном состоянии, а под нагрузкой - нет.
- Если на одной из свечей искры нет совсем или она неравномерная, значит, эта свеча неисправна и ее нужно заменить на новую.
- Если искра есть, но слабая, свечу можно попытаться почистить или также заменить. Сильная искра указывает на то, что свеча исправна.
Также посредством проверки искры можно определить: неисправность катушки или провода высокого напряжения, если искры нет на всех свечах; проблема в конкретном цилиндре, если пропала искра только на одной свече.
Кроме того, измеряют зазор между электродами свечи - он должен быть в пределах 0,7-1 мм. Больший зазор указывает на износ свечи.
Таким образом, по результатам внешнего осмотра и проверки искрообразования можно определить степень работоспособности свечей, является ли причина неисправности в них или стоит искать ее в другом.
Ручная очистка свечей зажигания
Если проверка показала, что свечи действительно залило, их необходимо почистить для восстановления работоспособности.
Для этого свечи выкручивают и относят в теплое помещение. Лучше всего очищать свечи от нагара ручным способом при помощи жесткой металлической щетки.
Важно чистить только изолятор центрального электрода, не затрагивая остальные элементы свечи. Налет на изоляторе нарушает образование искры, поэтому его обязательно нужно удалить.
Рекомендуется использовать специальные щетки для чистки свечей. Но можно воспользоваться и обычной стальной щеткой, дрелью с насадкой из проволочной щетки или наждачной бумагой с мелкой зернистостью.
При чистке нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить электроды и изолятор. Сильно давить щеткой не следует, иначе можно поцарапать керамический изолятор или сорвать центральный электрод.
После механической очистки рекомендуется промыть свечу в специальном растворителе или бензине, чтобы удалить мелкие частицы нагара. Также можно воспользоваться ультразвуковой мойкой.
Если слой нагара толстый, его можно предварительно размочить дизельным топливом, чтобы облегчить последующую чистку щеткой.
После очистки свечу необходимо тщательно просушить. Лучше всего сушить свечи с помощью тепловой пушки или фена. Можно также прогреть их на плите.
Обязательно нужно прокалить свечи перед установкой, особенно если это происходит в холодную погоду. Для этого их нагревают до высокой температуры, когда держать в руке уже невозможно.
Затем свечи сразу же устанавливают в двигатель и пробуют завести машину. Горячие чистые свечи значительно облегчают запуск двигателя.
Химические средства для прочистки свечей
Помимо ручной, существует химическая очистка свечей с использованием специализированных препаратов. Это удобный и быстрый способ, не требующий приложения физических усилий. Очистители позволяют растворить и удалить самые стойкие загрязнения.
Составы для чистки свечей пропитывают нагар и отслаивают его от поверхности. Затем продукты грязи можно легко смыть или счистить.
Популярные средства: очиститель карбюраторов и дроссельных заслонок, ацетон, уайт-спирит, скипидар. Их наносят на загрязненные участки свечи при помощи кисти.
Также есть специальные аэрозоли для чистки свечей с распылителем, удобные в применении. Их просто направляют на свечу с небольшого расстояния и распыляют необходимое количество состава.
После нанесения очистителя подождать пару минут, чтобы препарат подействовал на отложения. Затем остатки загрязнений можно аккуратно счистить металлической щеткой.
Химические средства эффективно использовать в сочетании с механической очисткой. Сначала химия размягчит нагар, затем щеткой его отчищают.
После применения очистителей свечу следует тщательно промыть и просушить. Многие химические вещества огнеопасны, поэтому работать с ними нужно максимально осторожно, в хорошо проветриваемом помещении. Также нельзя допускать попадания средств на резиновые уплотнители свечи, иначе они будут повреждены.
Для иридиевых свечей лучше применять специализированные очистители, не повреждающие керамический изолятор. Из агрессивных веществ можно использовать только ацетон.
Химическая очистка упрощает процесс и позволяет быстро вернуть свечам рабочий вид. Главное, соблюдать инструкции по применению препаратов и меры предосторожности.
Сушка и подготовка свечей перед установкой
Для того, чтобы подготовить свечи зажигания перед установкой, если они были залиты, необходимо их тщательно почистить и высушить.
- Для очистки свечей лучше использовать жесткую щетку, чтобы удалить нагар и отложения топлива.
- После чистки свечи обязательно нужно хорошо просушить, для этого можно использовать бытовой фен.
- Также рекомендуется «прокалить» свечи, нагрев их до высокой температуры. Это увеличивает шансы на успешный запуск двигателя.
Перед установкой свечей их нужно закрутить правильно - до упора рукой, а затем довернуть еще на 1⁄12 оборота. Закручивать сильнее нельзя, чтобы не повредить резьбу.
Если проделать всю эту процедуру - почистить, высушить и «прокалить» свечи, шансы завести машину после залива свечей значительно возрастают.
Рекомендации по предотвращению заливания свечей
Чтобы предотвратить заливание свечей зажигания, рекомендуется регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля и следить за исправностью его систем.
- Следить за уровнем и качеством моторного масла, менять его своевременно, особенно перед наступлением холодов
- Следить за исправностью и зарядом аккумулятора, особенно в зимний период
- Следить за состоянием свечей зажигания, менять их по графику
Также полезно периодически прогонять двигатель на повышенных оборотах, чтобы предотвратить скопление нагара в камере сгорания. Это особенно актуально для машин, используемых для поездок по городу на невысоких скоростях. Все эти меры помогут предотвратить заливание свечей и обеспечить бесперебойную работу двигателя.
Когда нужна замена свечей зажигания
Свечи зажигания относятся к расходным материалам двигателя и требуют периодической замены.
Рекомендуется менять свечи через каждые 10-20 тысяч километров в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации. На некоторых машинах свечи меняют чаще, например раз в 10 тысяч км.
Также замена требуется, если при осмотре обнаружены признаки неисправности: трещины, сколы, оплавление электродов, замасливание или закоксованность свечи.
Необходимо заменить свечи после заливания их топливом или маслом, так как в этом случае они уже не смогут полноценно выполнять свои функции. Также свечи желательно менять при переходе на другой тип топлива, например с бензина на газ, при смене марки масла, перед началом ответственных поездок.