Автор "Бременские музыканты": кто придумал легендарную сказку?
Сказка о Бременских музыкантах давно стала классикой детской литературы. Забавные приключения осла, собаки, кота и петуха, отправившихся в город Бремен, чтобы стать уличными музыкантами, известны каждому. Но мало кто знает, что за этим веселым сюжетом скрывается многовековая история с участием монахов, еретиков и шпионов. Поэтому автор сказки бременские музыканты потерян где-то в начале Средневековья. Сказку записали и обработали братья Гримм в XIX веке. Изначально это была поучительная притча с религиозным подтекстом, которая со временем превратилась в инструмент тайной дипломатии.
Истоки сюжета сказки в Средние века
Сюжет сказки «Бременские музыканты» имеет давнюю историю. Первые его варианты относятся к XII веку. В этих ранних версиях животные отправлялись в паломничество в Рим, преследуя вполне мирские цели - кошка мечтала позолотить хвост, чтобы стать еще краше, а осел намеревался стать Папой Римским. На пути им встречались не разбойники, а языческий волк Изенгрим со своей стаей, желавшие съесть путников. Благодаря хитрости животные избегали опасности.
Сказка носила поучительный характер - она предостерегала паломников об опасностях пути, в том числе от язычников. Образы животных отсылали к евангелистам, изображавшимся в виде быка, льва, орла и ангела. В сказке они предстают в сниженном виде - осел, кот, петух и пес. Это намеренное снижение подчеркивало простонародность персонажей.
Со временем сказка трансформировалась - вместо Рима животные отправлялись в Амстердам, Брюссель и другие города Северной Европы. Но основная сюжетная канва сохранялась на протяжении столетий как отражение реальных опасностей дороги для странствующих людей того времени.
Трансформация сказки в руках братьев Гримм
Братья Гримм в начале XIX века собирали фольклор по всей Германии. Они записали и сказку о четырех животных, странствующих музыкантах, во многих вариантах. На ее основе они создали свою авторскую версию сказки «Бременские музыканты», придав ей национальный немецкий колорит.
В их версии животные отправляются в немецкий город Бремен, намереваясь там зарабатывать уличными музыкантами. По пути они останавливаются на ночлег в лесу, где обнаруживают логово разбойников. Испугав грабителей своим «концертом», звери забирают их добычу и поселяются в их доме.
Хотя братья Гримм лишь немного изменили давно известный сюжет, добавив в него немецкие реалии, сказка приобрела необычайную популярность. Она вошла в сборник «Детские и семейные сказки» и стала одной из визитных карточек немецкого фольклора. Так «Бременские музыканты» обрели свою законченную литературную форму.
Версия о шпионском прикрытии сказки
Существует версия, что сказка о бременских музыкантах использовалась в качестве прикрытия для шпионской деятельности. Согласно ей, история о странствующих животных - удобная легенда для засылки агентов в чужие земли.
В средневековой Европе по дорогам бродили различные люди - паломники, ваганты, студенты, подмастерья. Но путешествовать в одиночку было опасно из-за разбойников и вербовщиков. Чтобы объяснить, почему пожилые люди отправились в чужой город, нужна была веская причина.
Легенда о том, что простые деревенские решили стать бродячими артистами, подходила идеально. Якобы они нашли клад разбойников и теперь тратят его на веселье в городах. Такая история позволяла беспрепятственно перемещать агентуру между странами под видом наивных деревенщин.
После использования легенда вновь превращалась в обычную сказку. Через много лет ее записали братья Гримм, не подозревая о ее возможном шпионском прошлом. Хотя эта версия и выглядит правдоподобно, прямых доказательств ее истинности пока не найдено.
Значение сказки для немецкой культуры
Сказка «Бременские музыканты» в версии братьев Гримм приобрела огромную популярность и стала неотъемлемой частью немецкой культуры. Ее образы и сюжет широко используются в литературе, музыке, изобразительном искусстве и кинематографе.
Уже в 1838 году по мотивам сказки была поставлена оперетта Альберта Лорцинга «Бременские музыканты». В XX веке появилось множество экранизаций, среди которых выделяются мультфильмы студий Walt Disney (1922) и Soyuzmultfilm (1969).
Образы осла, пса, кота и петуха, идущих по дороге с музыкальными инструментами, стали узнаваемым символом Германии. Их изображения можно встретить на открытках, сувенирах, в росписи фарфора. Памятники бременским музыкантам установлены во многих немецких городах.
Таким образом, благодаря творческой обработке братьев Гримм, старинная европейская сказка обрела вторую жизнь в немецкой культуре, став ее неотъемлемой частью.