Архитектура Месопотамии: памятники древней цивилизации

Месопотамия, что в переводе с греческого означает «Междуречье», располагалась на обширной равнине между реками Тигр и Евфрат. Этот регион считается колыбелью одной из древнейших цивилизаций на Земле. Несмотря на суровые природные условия – жаркий климат, отсутствие лесов и полезных ископаемых, Месопотамия стала местом зарождения первых городов-государств.

География и природные условия региона

Месопотамия, «земля между реками», занимает территорию долины рек Тигра и Евфрата, расположенную в Западной Азии. Эта древнейшая область цивилизации, именуемая также Двуречьем, простирается на сотни километров от Персидского залива на юге до Армянского нагорья на севере. Регион ограничен с востока Загросскими горами, с запада – пустынями Аравийского полуострова.

Благодаря выгодному расположению и обилию воды Месопотамия стала местом зарождения таких ранних государственных образований, как Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и других. Однако природные условия региона также представляли определенные трудности для жизни людей:

  1. Отсутствие строительных материалов. На равнинах Двуречья не было ни камня, ни леса для возведения зданий и сооружений. Основным строительным материалом стал глиняный кирпич-сырец.
  2. Непостоянство рек. Разливы Тигра и Евфрата, хаотично меняющие русла, часто вызывали катастрофические наводнения и разрушали поселения.
  3. Безлесность и пустынность местности. Скудная растительность не могла обеспечить древних жителей Месопотамии строительным лесом и топливом.

В таких условиях архитектура региона развивалась специфическим образом. Люди селились на относительно возвышенных участках, старались использовать развалины прежних строений. Верховые постройки сооружались из глиняного кирпича простых геометрических форм.

Ранние города Шумерской цивилизации

Цивилизация Шумера, возникшая в южной части Двуречья примерно в 4-м тысячелетии до н.э., оставила после себя впечатляющее архитектурное наследие. Первыми постройками шумеров были хижины из плетеного тростника, обмазанного глиной. Но с открытием технологии производства прочного глиняного кирпича-сырца началось возведение монументальных сооружений.

Основными элементами архитектуры шумеров стали зиккураты (ступенчатые храмы-башни), царские дворцы, общественные и частные дома. Месопотамия не знала сводчатых и арочных перекрытий, поэтому шумерские здания представляли собой простые геометрические объемы в виде параллелепипедов.

Важнейшие города Шумера – Урук, Ур, Ниппур и другие – были буквально наполнены храмовыми комплексами. Наиболее сохранившийся из древнейших зиккуратов находится в городе Ур - центре культа божества Луны Нанны. Его высота достигала 21 метра, а вокруг располагались жилые кварталы и некрополи.

Города стремились застроить максимум территории в пределах оборонительных стен. Улицы были узкими и извилистыми, располагались хаотично. Царские резиденции и дома знати выделялись размерами, но принципиально не отличались по архитектуре от жилых домов простых горожан - тех же глинобитных параллелепипедов под плоскими крышами.

Со временем города Шумера стали классическими примерами «цитадельных поселений» - крепостное ядро находилось на искусственно возведенной платформе выше обычного жилого массива. Таким было устройство, например, Вавилона.

Архитектура древней Месопотамии раннешумерского периода характеризуется цельностью образов, монументальностью форм, органичным включением зданий в естественный рельеф местности. При массивности зиккуратов, дворцов и укреплений жилая застройка была очень плотной и компактной.

Храмы-зиккураты - главные культовые сооружения

Зиккураты были самыми значимыми архитектурными объектами для цивилизаций Месопотамии на протяжении всей их истории. Это величественные культовые башни, построенные в честь главных божеств городов-государств, служили не только местом поклонения, но и символами могущества правителей.

Архитектура зиккуратов отличалась монументальностью, четкостью геометрических форм и ступенчатостью объемов. Базовые элементы конструкции - параллелепипеды, ярусы уменьшающихся вверх размеров образовывали пирамидальную форму. В верхней части сооружения располагался главный храм божества-покровителя города.

Число ступеней (ярусов) зиккурата обычно равнялось 3 или 7 и имело сакральное значение. Например, в Шумере существовала традиция возведения трехступенчатых храмов в честь триады главных богов: Ану (бога неба), Энлиля (бога воздуха) и Энки (бога воды).

Ярусы зиккуратов часто облицовывались разноцветными глазурованными кирпичами, символизируя планеты или стороны света. Лестницы и пандусы соединяли террасы, на которых высаживали священные растения и деревья. Считается, что зиккураты также служили обсерваториями для астрономических наблюдений.

Самые известные зиккураты Месопотамии:

  • Этеменанки («Дом основания неба и земли») в Вавилоне, посвященный богу Мардуку;
  • храм бога Луны Нанны в Уре;
  • Зиккурат Чога-Замбиль, Хорсабад;
  • Калху в Ассирии.

Их величественные развалины до сих пор поражают воображение.

В архитектуре отдельных регионов были свои вариации. Так, ассирийские зиккураты выделялись большей высотой, более тщательной кладкой из обожженного кирпича, а также декором в виде глазурованных рельефных панно с изображениями богов и мифических существ.

Зиккураты служили главными ориентирами в планировке городов, центрами общественной жизни и религиозных празднеств. Их монументальные формы были квинтэссенцией месопотамской архитектуры во все исторические периоды.

Вавилон - столица великой империи

В период своего расцвета под правлением царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) Вавилон превратился в блистательную империю, архитектура столицы которой поражала современников грандиозными масштабами.

Архитектура города Вавилона в это время отличалась строгой симметричностью планировки, монументальностью сооружений и богатством декора. По четкому плану застраивались кварталы с широкими улицами и площадями. Особенно выделялось центральное ядро - так называемая Царская часть.

Город был окружен могучей крепостной стеной толщиной от 7 до 18 метров с восемью воротами. Самые знаменитые - ворота богини Иштар с изразцовыми рельефами, изображающими диких животных. От них к главному храму Этеменанки вела широкая мощеная дорога.

Этеменанки, зиккурат Мардука, достигал высоты около 90 метров и имел семь ярусов, облицованных цветными глазурованными кирпичами в соответствии с цветами планет. На вершине возвышался золотой храм божества, куда допускались только жрецы.

Другие важные архитектурные объекты Вавилона:

  • Дворец Навуходоносора с тронным залом, храмы различных божеств, мосты через Евфрат, акведуки и каналы.
  • По легенде, в Вавилоне также существовали знаменитые Висячие сады Семирамиды, ставшие одним из Семи чудес света.

Месопотамская архитектура Вавилона эпохи Навуходоносора отличалась невиданным размахом. Например, во дворце царя обнаружены фрагменты глазурованного кирпича более 50 различных оттенков.

Гигантские масштабы и изобилие ярких красок призваны были подчеркнуть мощь вавилонской империи и ее правителей. Вавилон стал воплощением представлений о божественном происхождении власти царя.

После падения Нововавилонского царства в 539 г. до н.э. город постепенно пришел в упадок. Но воспоминания о былом великолепии архитектуры Вавилона продолжали вдохновлять людей на протяжении многих веков.

Архитектурный облик Ниневии и других ассирийских городов

Ассирия, расположенная в северной части Месопотамии, создала свою уникальную архитектурную традицию под влиянием культур Вавилона и народов Малой Азии. Архитектура важнейшей столицы Ассирийской державы - города Ниневии представляла собой синтез монументальности и пышного декора.

В градостроительном плане Ниневии, как и других ассирийских городов, выделялись цитадель, крепостные стены с башнями и воротами, царские резиденции, храмовые комплексы, жилые кварталы с узкими улочками. Основные материалы - обожженный кирпич, глазурованная керамика, дерево.

Особенностью архитектуры был отказ от классической формы зиккурата. Ассирийские храмы приобрели вид башнеобразных построек без четко выраженной ярусности. Например, сохранившийся зиккурат в Ниневии представлял собой квадратное в плане массивное сооружение высотой около 40 метров.

В оформлении общественных зданий Ассирии активно использовались рельефы с изображениями богов, царей, битв, сцен охоты и повседневной жизни. Росписи и барельефы, покрывающие стены дворцов и храмов, создавали мощный художественный эффект.

Архитектура ассирийских дворцов отличалась гигантизмом и многообразием пространственных решений. В комплекс входили парадные приемные залы с выходами во внутренние дворы, личные покои царя, хозяйственные службы, гаремы, святилища. Кровля размещалась как на одном, так и на разных уровнях.

Наиболее величественными из сохранившихся ассирийских дворцов являются дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, резиденции Ашшурнасирпала II, Тиглатпаласара III, Синаххериба, Ашшурбанипала в Ниневии и Нимруде. Поражают их колоссальные размеры, изысканный декор и мастерство строительного исполнения.

В целом для ассирийской архитектурной традиции было характерно стремление к величию, богатству оформления, разнообразным планировочным решениям. Главной целью созидания являлась демонстрация мощи царской власти и ассирийского государства.

Фортификационные сооружения Месопотамии

В условиях постоянных междоусобных войн и внешних вторжений оборонительные сооружения играли важнейшую роль в архитектуре древней Месопотамии. Города-государства Двуречья постоянно соперничали друг с другом, периодически объединяясь в крупные военно-политические образования.

Первыми фортификационными постройками стали примитивные рвы и земляные валы вокруг ранних шумерских поселений. По мере развития технологий градостроители научились возводить масштабные крепостные стены из обожженного и сырцового кирпича.

Несмотря на нехватку строительных материалов, архитектура городских стен отличалась монументальностью. Толщина фортификационных сооружений Вавилона, Ниневии и других крупных центров доходила до 15-18 метров при высоте порядка 20 м.

Кирпичные крепостные стены обычно имели трапециевидное сечение, укреплялись выступающими башнями и бастионами на определенном расстоянии друг от друга. Стены увенчивались зубцами, имелись специальные площадки и бойницы для лучников и пращников.

Особое внимание уделялось городским воротам. Помимо укреплений, они отличались богатым декором в виде глазурованных изразцов и рельефов. Самыми знаменитыми считаются Ворота богини Иштар, украшенные фигурами мифических животных.

За стенами городов иногда возводили внешние оборонительные кольца - валы, рвы, вспомогательные стены. Система обороны больших столичных центров могла включать в себя и искусственные каналы и озера.

Помимо охраны границ царств, фортификационное зодчество Древней Месопотамии ограждало священные участки - храмовые комплексы и царские дворцы, придавая им дополнительное сакральное значение.

Наследие зодчества Двуречья

Архитектурное наследие Месопотамии, несмотря на значительную утрату памятников, продолжает вдохновлять мир. Грандиозные развалины ассирийских дворцов, зиккуратов Вавилона и других городов сохранили отпечаток былого величия цивилизаций Междуречья.

Архитектура Месопотамии оказала огромное влияние на зодчество соседних регионов: Древнего Египта, Древней Персии, античной Греции и Рима. Многие принципы храмового строительства, устройства царских резиденций, фортификаций переняли народы Средиземноморья.

Кроме прямого заимствования инженерных решений и декоративных мотивов, ценность архитектурного опыта Двуречья состояла в его символической значимости. Монументальность, строгость, упорядоченность и масштабность стали отличительными чертами зодчества государств Древнего мира.

Утрачены легендарные Висячие сады Вавилона, не сохранились в полном объеме дворцовые и храмовые ансамбли Ниневии и Ашшура. Но известие об их былом великолепии всегда будоражило умы великих зодчих последующих эпох.

Колоссальные размеры, величественные силуэты, богатый декор - все эти черты месопотамской архитектуры находят отражение в сооружениях разных стран и времен. Современные реконструкции утраченных памятников Двуречья поражают воображение не меньше, чем исторические свидетельства.

Наследие зодчих Месопотамии - это не только отдельные прямые заимствования, но и вдохновение, импульс для развития архитектурной мысли человечества в течение многих тысячелетий.

Комментарии