Товары Гиффена - что такое: объяснение и примеры

Эффект Гиффена - это экономическое явление, когда спрос на некоторые товары растет при повышении цены на них. Обычно при удорожании спрос падает, но для так называемых «товаров Гиффена» все наоборот.

Такое поведение потребителей можно объяснить тем, что эти товары жизненно необходимы для определенных групп населения с низким доходом. Поэтому даже при росте цен люди вынуждены покупать их, экономя на других расходах.

Причины возникновения эффекта Гиффена

Эффект Гиффена возникает в условиях экономической нестабильности, когда потребители испытывают угрозу дефицита базовых товаров. К таким ситуациям относятся кризисы, инфляция, войны, стихийные бедствия и неурожаи. Например, во время голода в Ирландии в 1845-1849 годах из-за неурожая картофеля его цены возросли, но спрос тоже увеличился.

  1. Кризис и инфляция приводят к падению доходов населения, в результате люди вынуждены экономить и тратить деньги только на самое необходимое.
  2. Войны и стихийные бедствия наносят ущерб экономике: люди теряют работу и средства к существованию, поэтому тратят последние сбережения на дешевые продукты питания.

В таких условиях у потребителей возникает паника и страх дефицита базовых товаров. Опасаясь резкого роста цен, они спешат скупить эти товары в больших количествах, несмотря на то, что цены уже выросли. Экономя на более дорогих товарах, люди увеличивают потребление дешевых продуктов первой необходимости.

Какие товары могут быть «гиффеновскими»

Товарами Гиффена могут быть только товары первой необходимости, которые занимают значительную долю в потребительских расходах малообеспеченных слоев населения. Это дешевые продукты питания, не имеющие прямых заменителей. Классическими примерами товаров Гиффена являются рис, гречка, макароны, чечевица, картофель, хлеб.

В России к товарам Гиффена могут относиться сахар, чай, крупы (гречневая, рисовая, пшено), хлеб и хлебобулочные изделия. Это объясняется тем, что данные продукты традиционно потребляются в больших объемах и являются основой рациона для многих российских семей.

К товарам Гиффена не могут относиться дорогие товары - автомобили, бытовая техника, одежда и т.д. Хотя в период экономической нестабильности и на такие товары может временно возрастать спрос. Однако, в отличие от классических товаров Гиффена, это происходит по другим причинам.

Некоторые исследователи предполагают, что товарами Гиффена могут быть бензин, кредиты и даже криптовалюты, поскольку при росте цен на них наблюдается увеличение спроса. Однако это предположение остается спорным, так как не соответствует классическому определению товаров Гиффена как товаров первой необходимости.

Эксперименты по изучению эффекта Гиффена

Экспериментально подтвердить существование эффекта Гиффена довольно сложно. Так как для его возникновения необходимы условия экономической нестабильности, которые невозможно искусственно смоделировать в рамках исследования.

Тем не менее, было проведено несколько попыток экспериментальной проверки теории Гиффена на примере различных товаров. Наиболее известный эксперимент провели в 2007 году Роберт Дженсен и Нолан Миллер. Они изучали зависимость спроса от цены на рис и пшеницу у бедного сельского населения в двух китайских провинциях.

Участникам эксперимента выдавались субсидии на покупку этих продуктов, то есть временно снижалась их цена. Когда действовали субсидии и цена была ниже, спрос на рис и пшеницу падал. А после отмены скидок и роста цен спрос возрастал. Такое поведение характерно для товаров Гиффена.

Однако однозначно подтвердить наличие эффекта Гиффена для риса и пшеницы в данном эксперименте не удалось. Результаты были не вполне достоверны из-за малого числа участников исследования и других методологических недостатков.

  • в 2007 году Роберт Дженсен и Нолан Миллер провели эксперимент в Китае, изучая спрос на рис и пшеницу;
  • участникам временно снижали цену за счет субсидий, затем субсидии отменяли;
  • при снижении цен спрос падал, а при росте - увеличивался, что характерно для товаров Гиффена;
  • однако результаты эксперимента оказались не вполне достоверны по ряду причин.

Споры вокруг существования эффекта Гиффена

Несмотря на широкую известность, существование эффекта Гиффена вызывает много споров и критики со стороны экономистов. Главная причина сомнений - отсутствие убедительных доказательств его проявления на практике.

Критики теории Гиффена утверждают, что во всех описанных в литературе случаях повышение спроса на фоне роста цен может объясняться влиянием посторонних факторов. Например, изменениями в доходах и предпочтениях потребителей, сезонными колебаниями и т.д. По их мнению, эти факторы не учитываются сторонниками теории.

Другой аргумент критиков состоит в том, что эффект Гиффена, в отличие от большинства экономических концепций, практически не поддается экспериментальной проверке. Ведь для его возникновения нужны экстремальные условия, которые невозможно смоделировать искусственно.

Также вызывает вопросы узкий перечень товаров, которые могут проявлять эффект Гиффена. Почему это касается только определенных продуктов питания, а не других товаров первой необходимости?

Выводы: значение эффекта Гиффена для экономической теории и практики

Несмотря на спорность эффекта Гиффена, его концепция имеет большое теоретическое и практическое значение для экономической науки. Во-первых, она показывает, что в определенных условиях закон спроса может нарушаться. Это важно для понимания механизмов рыночной экономики и поведения потребителей.

Во-вторых, идея товаров Гиффена демонстрирует, что спрос зависит не только от цены и дохода. На него влияет множество других факторов: социальных, культурных, психологических. Эффект Гиффена - яркий тому пример.

В-третьих, концепция важна для анализа кризисных явлений в экономике и поведения людей в экстремальных условиях. Она объясняет всплеск спроса на товары первой необходимости на фоне экономических потрясений, дефицита, инфляции. Это помогает прогнозировать и регулировать ситуацию.

Таким образом, несмотря на спорность, эффект Гиффена остается важной теоретической концепцией. А его практическое значение заключается в возможности объяснения и прогнозирования спроса на товары первой необходимости в кризисный период.

Комментарии