Становление философии: краткая история возникновения и развития

Философия как особая форма познания мира и смысла человеческого существования зародилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Ее появление было обусловлено рядом факторов: развитием рационального мышления, ослаблением влияния мифологических представлений, активизацией познавательной деятельности.

Первые древнегреческие мыслители пытались постичь первооснову всего сущего, дать объяснение происхождению и устройству окружающего мира. Их взгляды заложили фундамент будущей философской науки.

На протяжении последующих столетий в античности сформировались и получили развитие основные философские направления - идеализм, материализм, скептицизм, стоицизм и др. Философия превратилась в важный элемент духовной культуры.

Предпосылки возникновения философии в Древней Греции

Философия зародилась в Древней Греции в VI веке до н.э. Этому способствовал ряд предпосылок:

  • Развитие ремесел и торговли, появление частной собственности, разделение общества на классы
  • Возникновение демократических полисов, предоставляющих гражданам свободу слова и мысли
  • Расцвет культуры и искусства Древней Греции: театра, литературы, скульптуры и т.д.
  • Крушение старых мифологических представлений под влиянием научных знаний

Таким образом, благодаря определенному уровню социально-экономического и культурного развития, создавались условия для свободомыслия и появления первых философов, которые стали критически осмысливать окружающий мир и человека.

Первые философы отказались от мифологического объяснения мира. Они считали, что мир возник не в результате воли богов, а на основе неких изначальных стихий или первоначала. Эти первоначала они называли «архе». Одним из первых философов считается Фалес, который жил в VII-VI веках до н.э. в Милете. Он считал, что все вещи состоят из воды или возникли из нее.

Ранний этап развития философии: от Фалеса до Платона

Ранний период развития древнегреческой философии длился примерно с VI по V век до н.э. Его также называют досократовским, поскольку он предшествовал эпохе великого философа Сократа. В этот период зародились первые философские школы и направления.

Первые философы интересовались вопросами космологии и космогонии, то есть устройством мира и происхождением всего сущего. Они пытались найти первооснову мира, первопричину и исходное вещество, из которого образовалась Вселенная. Эту первооснову они называли «архе».

Фалес считал первоосновой воду. Анаксимандр выдвинул понятие «апейрон» - некое бесконечное, неопределенное начало. Гераклит утверждал, что основой мира является огонь, а Диоген - воздух. Все эти воззрения относятся к милетской школе, поскольку первые философы были уроженцами греческого города Милет.

Пифагор считал началом всего числа и математические отношения. Эмпедокл выдвинул идею четырех первооснов - земли, воды, воздуха и огня. Атомисты во главе с Демокритом в качестве первоначал выдвинули неделимые частицы - атомы. Так на ранней стадии развития возникли различные космологические представления.

Позднее появляется интерес к человеку, обществу и государству. Софисты ставили вопросы этики, теории познания, риторики. Сократ внес значительный вклад в развитие этики, логики, теории познания. Он придавал большое значение диалогу и критическому мышлению. Его ученик Платон уже системно изложил философские воззрения в своих произведениях, заложив основы идеалистической объективной диалектики.

Классический период: философские воззрения Платона и Аристотеля

Классический период древнегреческой философии приходится на IV век до н.э. Его представляют два величайших философа - Платон и Аристотель, которые заложили основы философской теории на многие века вперед.

Платон развивал идеалистическое учение, согласно которому подлинным бытием обладает только мир идей, или эйдосов. А вещи и явления видимого мира являются лишь несовершенным отражением этих идей. Высшей идеей является идея блага. Душа по своей природе способна познавать мир идей, но в земной жизни эти знания затмеваются. Поэтому процесс познания есть процесс припоминания изначально известного душе.

Аристотель предложил свою теорию 4 причин всего сущего: 1) материальная причина (из чего состоит), 2) формальная (как устроено), 3) действующая (что вызвало изменение), 4) целевая (ради чего существует). Он классифицировал науки, разработал логику, создал теорию государства. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Таким образом, Платон и Аристотель создали целостные философские системы, охватывающие онтологию, гносеологию, этику, эстетику, политику. Их теории оказали огромное влияние на всю последующую философию вплоть до Нового времени. Этот период по праву называют золотым веком древнегреческой мысли.

Эллинистически-римский период: эпикурейцы, стоики, неоплатоники

После смерти Александра Македонского наступила новая эпоха в истории - эллинизм (323-31 гг. до н.э.). Греческая культура распространилась по огромным территориям Востока. В этот период зародились новые философские школы и направления:

  • Эпикуреизм провозглашал главной целью человека достижение счастья, которое понималось как душевное спокойствие (атараксия) и отсутствие страданий. Для этого нужно ограничить свои потребности и не бояться смерти.
  • Стоицизм учил, что миром управляет высший разум - Логос. Человек должен следовать своему предназначению, сохраняя внутреннюю свободу и невозмутимость перед внешними обстоятельствами.
  • Скептицизм подвергал сомнению возможность достоверного познания мира при помощи чувств и разума.

В период Римской империи (I-V вв.) продолжают развиваться эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Появляются религиозно-мистические учения, в частности неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих). Согласно неоплатоникам, мир возник из Единого путем эманации (истечения) и имеет иерархическое строение:

Уровень Описание
Единое Непознаваемый источник бытия
Ум (Нус) Содержит идеи-образцы вещей
Душа Осуществляет связь между умопостигаемым и чувственным мирами
Материя Пассивное, инертное начало

Средневековая философия: основные черты и направления

Средневековая философия охватывает период с V по XV век в Западной и Центральной Европе. Она формировалась под сильным влиянием христианского вероучения, а также идей Платона и Аристотеля. Для нее характерны следующие черты:

  • Теоцентризм - главенствующая роль Бога в устройстве мира и познании.
  • Эсхатологизм - идея конца света и Страшного суда.
  • Аскетизм и мистицизм - пренебрежение земным ради спасения души, слияние с Богом.
  • Авторитет церкви в вопросах веры и знания.

Основными направлениями в средневековой философии были:

  1. Патристика (II-VIII вв.) - учения Отцов Церкви, обосновывающие христианское вероучение.
  2. Схоластика (IX-XV вв.) - философия церковных школ, пытавшаяся рационально истолковать догматы веры. Крупнейшими схоластами были Фома Аквинский, Альберт Великий, Уильям Оккам.
  3. Арабо-мусульманская философия, развивавшая идеи Аристотеля. Среди мыслителей - Авиценна, Аверроэс, Августин Блаженный.

Таким образом, средневековая философия продолжила античные традиции, одновременно находясь под сильным влиянием христианского откровения и церкви.

Философия эпохи Возрождения: гуманизм и антропоцентризм

Эпоха Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. Она ознаменовалась подъемом интереса к античности, развитием науки и искусства. В философии утверждается гуманизм - учение, провозглашающее ценность человека как личности.

Гуманисты (Данте, Петрарка, Боккаччо) обращались к античному наследию, черпая взгляды о достоинстве и свободе человека. Они критиковали схоластику за отрыв от реальной жизни. Пантеистические идеи развивал Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной.

Основателем современной науки считается Николай Коперник, предложивший гелиоцентрическую модель мира. Пантеистическое учение изложил Джордано Бруно. Согласно ему, Вселенная бесконечна и управляется внутренними законами. Человек является частью космической жизни.

Таким образом, Ренессанс ознаменовал поворот к человеку как высшей ценности. Утверждались идеи о безграничных творческих силах личности, ее свободе и ответственности за собственную судьбу.

Философия Нового времени: рационализм и эмпиризм

Философия Нового времени знаменует собой переход от средневекового теоцентризма к антропоцентризму и гуманизму. Центральной фигурой становится человек, а не Бог. Возникают два основных направления: рационализм и эмпиризм.

  • Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждал приоритет разума в познании, возможность постижения истины путем логических рассуждений и дедукции.
  • Эмпиризм (Бэкон, Локк, Юм) считал основой знаний чувственный опыт, отвергал врожденные идеи и априорные принципы.

Рационалисты и эмпирики по-разному подходили к решению гносеологической проблемы, однако их объединяла направленность на поиск достоверного научного знания. Крупнейшие философы Нового времени внесли огромный вклад в развитие методологии науки.

Таким образом, в эпоху Нового времени произошла радикальная переориентация философии, положившая начало современной философской мысли. Был взят курс на математизацию знания, экспериментальную проверку гипотез. Это имело революционное значение для науки и технического прогресса.

Немецкая классическая философия: вклад Канта, Гегеля и Фейербаха

Немецкая классическая философия занимает особое место в истории философской мысли. Она оказала значительное влияние на последующее развитие философии и гуманитарных наук. Ключевыми фигурами немецкой классической философии являются Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Иммануил Кант (1724-1804) внес огромный вклад в развитие теории познания, этики и эстетики. В своем фундаментальном труде «Критика чистого разума» Кант показал границы человеческого познания, разделив мир на «вещь в себе», недоступную для познания, и мир явлений, конструируемый сознанием. Кант сформулировал категорический императив - этический принцип, требующий поступать согласно таким максимам, которые могли бы стать всеобщим законом. Также Кант ввел понятие «эстетического суждения» и проанализировал природу прекрасного.

«Феноменология духа» Гегеля содержит изложение его философской системы, в центре которой стоит понятие абсолютной идеи, развивающейся по диалектическим законам. Согласно Гегелю, исторический процесс представляет собой поступательное развитие «мирового духа» к свободе. Своеобразие гегелевской диалектики - в понимании противоречия как источника самодвижения и саморазвития.

Людвиг Фейербах (1804-1872) перевел философию с идеалистических позиций на позиции материализма. Он критиковал религию как «отчуждение» сущностных сил человека. В своем главном труде «Сущность христианства» Фейербах утверждал, что бог есть проекция лучших качеств и стремлений человека. Идеи Фейербаха оказали влияние на формирование марксистского мировоззрения.

Таким образом, Кант, Гегель и Фейербах внесли большой вклад в становление и развитие классической немецкой философии, а их идеи продолжают оказывать влияние на современную философскую мысль.

Позитивизм и неопозитивизм в философии 19-20 вв.

Позитивизм возник в первой половине XIX века как философское направление, провозгласившее в качестве единственно достоверного знания научное, «позитивное» знание, получаемое с помощью опыта и логических процедур. Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт.

Согласно Конту, интеллектуальное развитие человечества проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На последней стадии господствует наука, дающая объективное описание закономерностей природы и общества. Философия при этом утрачивает познавательное значение и превращается в обобщение результатов конкретных наук.

Основные принципы позитивистской философии были сформулированы в работах английских мыслителей Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. Позитивизм отрицал возможность познания сущности вещей, считая единственной задачей науки описание фактов и установление формально-логических связей между ними.

В начале XX века на основе идей позитивизма возникло философское течение неопозитивизма, или логического позитивизма. Его представители (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.) попытались построить «единую науку» на базе формальной логики и математики. Они считали, что задача философии состоит не в построении картины мира, а в прояснении языка науки с помощью логического анализа.

Таким образом, позитивизм и неопозитивизм оказали значительное влияние на становление философии как строгой науки, основанной на опытных данных и логике. В то же время они подверглись критике за игнорирование иррациональных и intuitive аспектов деятельности и ограниченность сциентистских установок при решении мировоззренческих вопросов.

Философские течения 20 в.: экзистенциализм, структурализм, постмодернизм

XX век ознаменовался появлением множества новых философских направлений, которые по-новому взглянули на вечные вопросы о сущности и смысле человеческого бытия. Среди наиболее значимых течений можно выделить экзистенциализм, структурализм и постмодернизм.

Экзистенциализм ставит в центр философской рефлексии уникальность и неповторимость индивидуального человеческого существования. Такие мыслители, как Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс рассматривали человека как существо, обреченное на свободу выбора, сталкивающееся с абсурдностью мира.

В противовес этому структурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт) исходил из того, что сознание индивида детерминировано определенными структурами - языковыми, социальными, бессознательными. Задача философии виделась структуралистам в выявлении этих глубинных структур бытия человека.

Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко и др.) отрицает возможность постижения каких-либо универсальных оснований, будь то Бог, Разум, Истина. Постмодернизм деконструирует прежние «метанарративы», утверждая текучесть, множественность индивидуальных реальностей, культур, языковых практик.

Таким образом, становление экзистенциализма, структурализма и постмодернизма знаменовало радикальный поворот философской мысли 20 века к проблематике языка, человеческого бытия и сознания, значительно обогатив философию и заложив основы новых междисциплинарных направлений.

Марксистская философия: истоки, основы диалектического материализма

Марксистская философия, или диалектический и исторический материализм, оказала огромное влияние на развитие общественной мысли и науки в 20 веке. Ее основоположниками были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В своей теории Маркс и Энгельс опирались на достижения немецкой классической философии, английской политэкономии и утопического социализма. Они разработали материалистическое понимание истории как закономерного процесса смены общественно-экономических формаций, обусловленного развитием производительных сил и производственных отношений.

Ядром марксистско-ленинской философии является диалектический метод, рассматривающий природу и общество как целостности, находящиеся в постоянном движении и изменении. Применение диалектики к анализу общественных процессов позволило Марксу дать научное обоснование социалистической революции и перехода к коммунизму.

Таким образом, возникновение марксисткой философии явилось важной вехой в становлении философского знания, синтезировавшего достижения немецкой классической мысли с научным пониманием общественного развития.

Русская философия 19-20 вв.: особенности развития и ключевые фигуры

Русская философия 19-20 веков представляет собой самобытное явление, органично сочетающее в себе элементы западной рациональной мысли и восточного религиозно-мистического мировосприятия. В ее становлении и развитии можно выделить несколько этапов.

Первым профессиональным русским философом был Петр Чаадаев, автор «Философических писем». За ним последовали славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков) и западники (Т. Грановский, П. Я. Чаадаев, А. Герцен). Их споры о пути развития России предвосхитили многие позднейшие дискуссии.

На рубеже 19-20 вв. появились религиозно-идеалистическая философия всеединства (В. Соловьев и его последователи), а также различные варианты позитивизма и неокантианства. Оригинальное направление разрабатывал Н. Федоров.

В начале 20 века возникла философия русского космизма, представленная именами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, А. Лосева и других мыслителей. После 1917 г. получила распространение марксистская философия.

Таким образом, становление русской философии явилось важной вехой как в развитии отечественной общественной мысли, так и в обогащении мировой философской традиции.

Предмет и функции философии на современном этапе

На протяжении своего развития предмет философии претерпевал существенные изменения. Если изначально философия вбирала в себя все научные знания о мире, то впоследствии из нее выделились конкретные науки. Сегодня можно говорить о следующих особенностях предмета философии:

  • Философия анализирует наиболее фундаментальные мировоззренческие проблемы: что есть человек, каково его место в мире, в чем смысл жизни?
  • Она вырабатывает общую картину мира, единую методологию его познания
  • Философия рефлектирует над границами и основаниями знания, выполняет критическую функцию

Вместе с изменением предмета философии трансформировались и ее функции в культуре и обществе. Сегодня на первый план выходят следующие функции:

  • Мировоззренческая - формирование ценностно-смысловых ориентиров человека
  • Методологическая - разработка общих принципов познания и критериев истины
  • Аксиологическая - исследование и обоснование ценностей
  • Прогностическая - моделирование возможных сценариев развития общества и цивилизации с целью предотвращения глобальных кризисов

Философия в системе современного научного знания

Научная революция Нового времени привела к дифференциации конкретно-научного и философского знания. Однако и сегодня философия продолжает играть важную роль в развитии науки:

  • Философия анализирует глубинные основания науки, ее парадигмы, методы и принципы познания
  • Она эксплицирует научную картину мира, включая ее в более общий мировоззренческий контекст
  • Философия выполняет прогностическую функцию относительно перспектив и последствий научно-технического прогресса

Вместе с тем, современная наука также активно влияет на развитие философии. Ряд философских направлений (философия науки, синергетика, глобалистика и др.) напрямую связаны с обобщением достижений науки и осмыслением ее социокультурных эффектов.

Так происходит дальнейшее взаимообогащение философии и конкретно-научного знания, что является важной предпосылкой прогресса человеческой цивилизации.

Перспективы развития философии как теоретической основы мировоззрения

Философия на протяжении всей истории человечества выступала в качестве теоретической основы мировоззрения. Она формировала представления людей о мире в целом, о месте человека в этом мире, о ценностях и целях человеческого существования. Сегодня философия продолжает играть эту роль, несмотря на бурное развитие конкретных наук.

В перспективе философия, вероятно, будет развиваться в направлении большей интеграции с достижениями естественных и социально-гуманитарных наук. Это позволит ей выполнять функцию общенаучной методологии и синтезировать научные знания в целостную картину мира. Кроме того, актуальным направлением останется изучение сознания, а также этических и социальных проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом.

Таким образом, «становление философии» как основы мировоззрения еще далеко не завершено. Этот процесс будет продолжаться по мере развития самого человеческого знания о мире и о самом себе.

Комментарии