Компетентность – это залог успеха
С точки зрения современных социологов компетентность – это структура, которая делится на четыре ступени, необходимые для полноценного существования личности в нашем мире. Сюда входят способности познавать что-то новое, делать что-либо на основе полученных знаний, действовать в группе. Последний этап – уметь действовать или жить независимо от других людей и обстоятельств, то есть в одиночестве. Каждая личность должна иметь подобные социальные навыки, ведь они позволяют вести определенный образ жизни, работать и получать от этого удовольствие.
Как уже говорилось выше, компетентность может иметь совершенно разную сферу и направленность. Человек, знающий археологию, может стать незаменимым работником на раскопках древних артефактов или целых городов. Однако он может ничего не смыслить в педагогике, и, несмотря на то, что он является профессиональным и знающим археологом, передать свои знания другим он попросту не сможет, ведь в вопросах преподавания он абсолютно некомпетентен. Следовательно, можно сказать, что компетентность – это определенная черта, которая может иметь границы, а может их не иметь.
Существует и такое понятие, как "социальная компетентность личности", или же ее способность полноценно существовать в обществе. Основы данного вида компетенции сильно колеблются в зависимости от государства, в котором тот или иной субъект проживает, от людей, которые его окружают, и от его жизненной позиции. В целом личности присущи пять основных видов компетенции. Первый из них – политический. Необязательно разбираться в политике и следить за всеми новостями. Это возможность работать в группе, участвовать в принятии коллективных решений, думать о благе других, а не только о себе. Вторая компетентность – это ораторское искусство и грамотная письменная речь.
Для каждого человека компетенция и компетентность имеют различный смысл. Компетентность чаще всего проявляется в личных особенностях, в частной жизнедеятельности. Компетенция – это понятие, которое воспринимается в рабочем контексте, имеет профессиональную основу. Но самым важным является сопоставление этих двух понятий. В таком случае любой человек сможет проявить и свои таланты, данные природой, и навыки, приобретенные в процессе познания мира.
Нередко профессиональная или рабочая компетентность пересекается с жизненным опытом, и если в нем тот или иной человек компетентен, то решить любую задачу становится просто и доступно. Тот, кто умеет учиться и развиваться, в первую очередь, компетентен в жизни, следовательно, познать любую науку ему будет не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, выходит, что компетентность - это жизненная наука, познать которую можно, приобретая опыт.