Управление дебиторской задолженностью организации
Бесперебойная деятельность организации основывается на рациональном планировании ее целей, стратегии, политики, а также на контроле внутренней и внешней среды предприятия. Кроме того, очень важно рассматривать перспективы развития организации и ее дальнейшего функционирования на рынке.
Для множества организаций дебиторская задолженность – это один из способов увеличить количество продаж и, соответственно, свою конкурентоспособность. Но для того, чтобы это не было потерей денег и, вместе с тем, продуктов и услуг, предприятие должно осуществлять эффективный контроль за долговыми обязательствами.
Управление дебиторской задолженностью организации – это планирование перспектив организации и ее маркетинговой политики для увеличения сбыта продукции или оказанных услуг, а также недопущение непредвиденных задержек средств от контрагентов.
Эффективное управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие составляющие:
• наличие достоверной информации о платежеспособности контрагентов;
• анализ и оценка дебиторов и их кредитной истории;
• анализ движения и кредиторской, и дебиторской задолженностей организации, а также их соотношения для определения финансовой устойчивости предприятия;
• разработка методов по скорейшему взысканию долгов и уменьшению дебиторов-неплательщиков.
Анализ и управление дебиторской задолженности позволяет увидеть слабые места организации, оценить эффективность ее кредитной политики, а также спрогнозировать поступления будущих средств на счет компании.
Контроль за долговыми обязательствами невозможен без четко сформулированного и структурированного регламента по сотрудничеству с контрагентами, в котором должны отражаться непреклонные правила для проведения коммерческой сделки, а также порядок оплаты дебиторской задолженности.
Кроме того, рациональное управление дебиторской задолженностью базируется на организованной работе подразделений, что также следует указать в регламенте (какие это подразделения, за что они отвечают и как взаимодействуют между собой). Всю эту информацию можно включить в кредитную политику организации, которая разрабатывается на финансовый год.
Для осуществления кредитной политики организации в части дебиторской задолженности следует придерживаться следующих правил:
• ведение учета заказов и сроков их погашения со стороны контрагентов;
• введение льгот и бонусов за раннее погашение кредита;
• анализ товаров (услуг), не востребованных дебиторами;
• определение максимальной суммы дебиторской задолженности для всей организации, а также для отдельных контрагентов (учитывается срок сотрудничества, форма собственности дебитора и т.д.);
• постепенное введение факторинга для ускорения оборота капитала, а также для гарантированной компенсации средств.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью – важный аспект в хозяйственной деятельности предприятия. При его эффективном ведении организация добивается финансовой устойчивости, стабильного роста и увеличения конкурентоспособности.