Царицыно, метро - где история встречается с современностью

Станция метро «Царицыно» расположена на юге Москвы и является частью Замоскворецкой линии. Открытая в 1984 году как «Ленино», она сыграла важную роль в развитии этого района столицы. Сегодня «Царицыно» - крупный транспортный узел, связывающий исторический центр Москвы с современными жилыми кварталами на юге.

История строительства и открытия станции метро «Царицыно»

Станция метро «Царицыно» была открыта 30 декабря 1984 года в составе участка «Каширская» — «Орехово» Замоскворецкой линии. Изначально станция называлась «Ленино» по расположенному рядом жилому району Ленино-Дачное. 5 ноября 1990 года станция была переименована в «Царицыно» по находящемуся неподалеку Царицынскому парку и музею-заповеднику.

После открытия участка «Каширская» — «Орехово» 30 декабря 1984 года общее количество станций Московского метрополитена достигло 126. Однако уже 31 декабря движение на этом участке пришлось приостановить по причине просадки пути, вызванной затоплением тоннеля из Царицынского пруда. Движение возобновилось 9 февраля 1985 года после восстановительных работ.

Особенности архитектуры и оформления «Царицыно»

Станция «Царицыно» отличается оригинальным дизайнерским решением и использованием различных отделочных материалов. Основу конструкции составляют два ряда по 26 колонн с шагом в 6,5 метра. Колонны выполнены из белого мрамора. Для облицовки путевых стен использовались плиты желтого и красного мрамора, которые создают яркие цветовые акценты в интерьере.

Стены украшены художественными мозаичными вставками на тему научно-технического прогресса. На одной из них можно увидеть изображения знамен на фоне лучей прожекторов, олицетворяющие триумф советского освоения космоса. Такие символические композиции были характерны для многих станций метрополитена 1980-х годов.

Над лестничными маршами, ведущими в подземные вестибюли, расположены панно из флорентийской мозаики (автор — художник А. Н. Кузнецов), изображающие символы Москвы. На одном панно можно увидеть контуры Кремлевских башен и знаменитой Шуховской башни, на другом — заводские корпуса и трубы. Таким образом, мозаика передает гармоничное единство исторического центра Москвы и индустриальных окраин, что отражает идеологию того времени.

Реконструкция станции и тоннеля в 2010-2020-х годах

Несмотря на то, что станция «метро Царицыно» была построена в соответствии с типовым проектом 1980-х годов, с течением времени ее конструкции и коммуникации нуждались в обновлении и модернизации. Особенно остро встал вопрос о реконструкции тоннелей на участке «Царицыно» — «Орехово», поскольку из-за нарушений при строительстве в 1980-х годах здесь периодически случались просадки грунта и даже затопления.

В 2011 году на этом участке уже происходил пожар, вызванный коротким замыканием кабеля из-за подтопления тоннеля техническими водами. Хотя тогда обошлось без жертв, инцидент показал уязвимость конструкции. Поэтому в период с 2010 по 2020 годы на станции «Царицыно» и прилегающих тоннелях был проведен масштабный ремонт.

  • Заменили старое освещение на энергосберегающие светодиодные светильники;
  • Отремонтировали облицовку стен, колонн и пола;
  • Обновили системы вентиляции и водоотведения.

Достопримечательности района «Царицыно»

Район «Царицыно», в котором расположена одноименная станция метро, славится своими историко-архитектурными достопримечательностями. Главной из них является музей-заповедник «Царицыно» — бывшая царская резиденция XVIII века с прекрасным парком в стиле русского классицизма.

На территории музея-заповедника можно увидеть Большой царицынский дворец, возведенный по проекту архитектора В.И. Баженова, а также многочисленные малые архитектурные формы: колоннады, павильоны, мостики. Огромный парк с озерами и фонтанами — излюбленное место прогулок горожан. Летом здесь проходят концерты, театральные представления и исторические реконструкции.

Значение станции как транспортного узла на юге Москвы

Станция метро «Царицыно» играет важную роль транспортно-пересадочного узла, интегрирующего различные виды общественного транспорта на юге Москвы. Через эту станцию Замоскворецкой линии метрополитена ежедневно проходят десятки тысяч пассажиров.

Важное преимущество «Царицыно» — наличие удобной пересадки на пригородные электропоезда, курсирующие по Курскому направлению Московской железной дороги. Станция городских электричек «Царицыно» располагается в непосредственной близости от южного вестибюля метро. Таким образом, «метро Царицыно» связывает систему метрополитена с обширной железнодорожной сетью Московского региона.

Комментарии