Маятник Фуко и его влияние на мировую культуру

Маятник Фуко – прибор, наглядно доказывающий факт вращения Земли вокруг оси. Он назван в честь своего изобретателя, французского ученого Жана-Леона Фуко, который впервые продемонстрировал его действие в парижском Пантеоне, в 1851 году. На первый взгляд, в устройстве маятника нет ничего сложного. Это простой шар, подвешенный к куполу высокого здания на длинной веревке (67 метров во время первого опыта). Если толкнуть маятник, то спустя несколько минут шар будет двигаться не по прямой линии амплитуды колебания, а «выписывать восьмерки». Такое движение придает шару вращение нашей планеты.

Сейчас оригинал прибора хранится в парижском Музее Ремесел в церкви Святого Мартина в Полях, а его копии широко растиражированы и используются в многочисленных музеях естествознания. На родных просторах маятник Фуко почему-то использовался как аргумент в пользу небытия Бога. Однако невинному наглядному пособию суждена была более широкая слава – литературная. Ибо оно послужило названием для известного романа.

Произведение Умберто Эко «Маятник Фуко» по праву считается образцом постмодернизма. Автор - весьма начитанный и эрудированный человек - буквально засыпает читателя цитатами, аллюзиями и ссылками на другие литературные произведения, исторические факты и источники. Поклонники творчества этого писателя советуют читать его книги, имея под рукой большой энциклопедический словарь. Но не потрясти своими знаниями и не просветить людей желает Эко – его замысел более грандиозный.

Завязка книги кажется вполне реалистичной: студент Казобон пишет научный труд о монашеском ордене рыцарей-тамплиеров. Он становится дружен с Бельбо и Дтоталлеви, сотрудниками издательства «Гарамон». Далее повествование слегка соскальзывает с твердой почвы реальности в туманную область непроверенных гипотез, предположений, эзотерических фантазий и мифов. На голову читателей сыплются как исторические факты о рыцарях-храмовниках, так и пространные цитаты из Каббалы, «Химической Свадьбы» розенкрейцеров, а еще гностические формулы и сведения о магическом значении цифр у пифагорейцев. Главный герой романа «Маятник Фуко» задумывается над посмертной судьбой организации тамплиеров, особенно после того, как некий полковник, явившись в издательство, оставляет им «План рыцарей ордена Храма», который начертан на века. То, что на следующий день военный бесследно исчезает, только усиливает уверенность Казобона в том, что документ – не фальшивка.

Постепенно главный герой совсем потерял под ногами твердую почву истины. Павликиане и розенкрейцеры, ассасины, иезуиты, и несториане заменяют ему реальных людей. Казабон сам становится «одержимцем», полностью уверовав в План, хотя его подруга Лия и уверяет, что документ – всего лишь расчеты продавца из магазина цветов. Но уже поздно: разгоряченное воображение подсказывает герою, что они должны искать теллургическую ось мира в парижской церкви святого Мартина, где сейчас размещается Музей Ремесел и где качается под куполом маятник Фуко. Там на них нападает толпа других «одержимцев», желающих завладеть планом и открыть ключ к абсолютной власти – герметистов, гностиков, пифагорейцев и алхимиков. Они убивают Бельбо и Лию.

Что хотел сказать в романе «Маятник Фуко» Умберто Эко? То, что эзотерика – опиум для интеллектуалов, как религия – для народа? Или же что навь, стоит только к ней прикоснуться, вылезает в реальный мир, как из ящика Пандоры? Или же что поиски золотого ключика, с помощью которого можно управлять всем миром, оборачиваются тем, что ищущий становится пешкой в игре неведомых сил? Ответить на этот вопрос автор предоставляет самому читателю.

Комментарии