Станция метро "Спартак" - история и особенности
Станция метро «Спартак» - одна из новых остановок Московского метро. Она является 195 по счету со времени начала строительства метрополитена. Находится станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии, на участке между остановками «Тушинская» и «Щукинская». Над станцией располагается Тушинский аэродром.
Внешний вид станции и архитектура
Станция находится неглубоко (10 м) под землей и имеет колонную архитектуру. У нее примерно тот же вид, что и у ст. «Тушинская». На стенах нарисованы олимпийцы. Облик станции довольно современный и больше всего подходит под стиль минимализма. Это можно видеть на фото станции метро "Спартак".
Станция была построена из сборных конструкций. Всего на ней 2 ряда по 26 колонн, расстояние между осями которых – 5 метров. Для отделки были использованы серый мрамор, сплав алюминия, а также черный и серый гранит. Потолок сделан из оцинкованного пластика. Для облицовки колонн использован белый мрамор. Есть 4 зоны для ожидания поездов, оборудованные скамейками из дерева, в начале и в конце платформы. Освещение подобно тому, что действует на близлежащих станциях – в современном стиле.
В районе станции большое количество грунтовых вод, поэтому были созданы сооружения для отвода воды от объекта.
История станции
История станции метро «Спартак» (Москва) в общем довольно скучна. В 70-х ХХ века было начато строительство станции по совсем другому проекту. Предполагалось использовать для отделки колонн медь и коричневый гранит, а преобладающие тона должны были быть желто-серыми, с синей мозаикой у железнодорожного полотна. Саму станцию стали строить еще в 1975 году, однако затем планы изменились, и объект был заброшен. Так продолжалось несколько десятилетий, а сооружение называлось «Волоколамская». Это была самая старая недостроенная станция Московского метро.
В середине 1990-х были усилены меры безопасности на объекте. Иногда на станции оставляли дежурного. В 2002 году была осуществлена замена кабеля и генератора. Некоторый период времени станционный зал был закрыт от посторонних глаз прессованной фанерой. При этом поезда сбавляли скорость, чтобы исключить повреждение воздухом.
Идеи по возобновлению строительства возникли еще на закате 1990-х, но возросший интерес местных администраций к этому объекту был связан со строительством стадиона «Открытие Арена». Начать строительные работы планировалось в 2007 году. При этом частные инвесторы строительства стадиона объявили и о внесении своего материального вклада в доделку станции.
Станция начала функционировать в августе 2014 года одновременно с открытием данного спортивного объекта, который затем использовался командой «Спартак».
Остановку метро «Спартак» открыли, прежде всего, в целях расширения транспортного обслуживания футбольных матчей. Сначала даже думали открывать ее только во время матчей, однако затем было принято решение об использовании этой станции для повседневного обслуживания пассажиров. В период матчей «Спартак» будет функционировать только в режиме «на выход», что позволит избежать давок.
В целях лучшей охраны было установлено свыше 120 видеокамер, благодаря которым просматриваются все уголки и зоны, включая служебные, подземные переходы и входы с улицы.
Как шли строительные работы
Основу станции заложили еще в 70-х годах 20 века, однако в том виде она была совершенно не готова к приему пассажиров. В конце 2012 года на пустыре возле стадиона была выделена и огорожена площадка для объектов метрополитена. Проводилось исследование грунта. В середине января 2013 года началось рытье котлована под северный вестибюль станции, а в конце данного месяца – под южный. В марте была огорожена платформа, а в середине апреля платформы были уже готовы. В мае 2013 проводились работы в центральном зале.
Соединение станции с двумя выстроенными вестибюлями было осуществлено в феврале 2014 года. К этому времени уже был построен кассовый зал и служебные помещения, а строительство наземного северного вестибюля продолжалось. Основная стройка была завершена в июле 2014 года. К концу июня данного года была закончена отделка стен, обращенных к железной дороге, и станционного зала. Исключением являлись красные декоративные вставки.
11 августа 2014 года станция «Спартак» начала полноценную работу по обслуживанию пассажиров метрополитена. До этого момента она использовалась частично: поезда замедляли ход, проходя мимо строящейся станции, либо на время останавливались, а в отдельных вагонах открывали входные двери.
Открытие «Спартака»
Официальное открытие станции состоялось 27 августа 2014 года, одновременно с открытием стадиона. Станция метро "Спартак" стала 195 по счету остановкой Московского метро. На станцию прибыл мэр столицы С. Собянин.
Для увеличения пассажиропотока воле станции "Спартак" будет организована крупная парковочная зона и пересадочная станция наземного транспорта. А на месте бывшего Тушинского аэродрома строится новый микрорайон Тушино-2018.
Расписание и адрес
Первый поезд проходит через остановку «Спартак» в направлении станции «Щукинская» в 05:47-05:48, а в направлении станции «Тушинская» - в 05:46-05:48 по нечетным дням, и в 05:48-05:50 – по четным.
Адрес станции метро «Спартак» - Проектируемый пр-д, д. 52/19.
Роль в искусстве
Отдельные эпизоды романа «Метро» автора Дмитрия Сафонова, по которым был снят фильм, должны были развернуться на закрытой станции «Бородинская». Провести съемки по этому роману решили на остановке «Спартак». Однако руководство метрополитена отказало в разрешении проводить съемку на этой станции.
В романе Анны Калинкиной «Станция-призрак» данная станция фигурирует как недостроенная из-за ядерной войны и потому оставшаяся призраком.