Импульсное реле: принцип работы и основные разновидности

Импульсное реле наибольшее распространение получило в сфере железнодорожной автоматики. Такое устройство коммутирует своими контактами сети и цепи различной мощности при нагрузках разного характера – индуктивного, емкостного, активного или их сочетаниях. Обмотки реле могут быть подключены к кабельным или же воздушным линиям, рельсовым цепям, обладающим высокими уровнями помех различного рода и подверженным воздействиям грозовых разрядов.

Импульсное реле применяется в системах и сетях железнодорожной автоматики в основном в качестве приемника импульсов рельсовых цепей, которые контролируют рельсовые линии на перегонах и станциях. В сложных и нестабильных условиях основной задачей этого прибора является четкая и надежная безотказная работа в сфере телемеханики и железнодорожной автоматики для обеспечения безопасности работы и движения поездов. Реле импульсное также устанавливается как в неотапливаемых специальных релейных шкафах, так и в релейных помещениях с соответствующим отоплением.

Рассмотрим более подробно устройство такого прибора. Принцип работы реле импульсного типа и конструкция устройства основаны на таких элементах, как постоянный магнит, катушка с размещенным внутри якорем с подвижными контактами, четыре полюсных наконечника магнитопровода, регулировочные винты. Якорь закреплен на металлическом основании. Импульсное реле штепсельного типа имеет контактную систему, состоящую из неподвижных и подвижных контактов. Такая система рассчитана на несколько десятков миллионов переключений при токе до нескольких ампер и напряжении в несколько десятков вольт. Все детали реле находятся под прозрачным колпачком с ручкой.

Малогабаритное импульсное реле используется как путевое реле в рельсовых импульсных цепях, работающих на переменном токе. В нем внутри корпуса находится панель с выпрямителем из четырех кремневых диодов. У такого приспособления есть некоторые недостатки: большая масса и габариты (более двух килограмм – это много для устройства защитного или регулирующего типа).

В настоящее время в качестве основного реле в железнодорожной автоматике используют недорогое реле с переключающим контактом с применением ртутного магнитоуправляемого геркона (герметизированный контакт).

Геркон - это контактные пружины, которые выполнены из специального магнитного материала и помещены в стеклянную ампулу. Эта ампула заполнена инертным газом, или же в ней создан вакуум для уменьшения вероятности искрообразования или коррозии контактов. Импульсное реле с переключающим герметизированным контактом имеет свои положительные стороны, такие как небольшие габариты, низкая стоимость, высокое быстродействие, легкая эксплуатация, высокая надежность. Однако есть и некоторые недостатки. Например, такое реле сложно применять зимой из-за воздействия низких температур на ртуть. Поэтому для такого устройства, как импульсное реле с герконом, требуется дополнительный внешний подогрев.

Комментарии