"Страхи в домиках": описание методики

Детские страхи - распространенное явление. Практически каждый ребенок в той или иной степени испытывает страхи. Они являются естественной реакцией на неизвестное и непонятное. Однако избыточные или долго не проходящие страхи могут негативно влиять на психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться со страхами, необходимо сначала выявить их. С этой целью психологи используют специальные методики. Одной из наиболее популярных является методика «Страхи в домиках», предназначенная для детей старше 3 лет.

В данной статье подробно рассматривается методика «Страхи в домиках» - ее суть, процедура проведения, анализ результатов и рекомендации по работе с выявленными страхами.

Назначение методики «Страхи в домиках»

Методика «Страхи в домиках» предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у детей старше 3 лет. Она позволяет определить весь спектр детских страхов и конкретные их виды, которым ребенок подвержен. Это необходимо для дальнейшей эффективной коррекционной работы психолога по преодолению страхов у ребенка.

Данная методика подходит в случаях, когда ребенок плохо рисует, не любит рисовать или еще слишком мал для самостоятельного изображения своих переживаний. Взрослый предлагает ребенку «поселить» словесно описанные страхи в условные «домики» - черный домик для страшных, пугающих страхов, красный - для нестрашных.

Методика «Страхи в домиках» выявляет наличие и степень выраженности широкого спектра детских страхов, что позволяет психологу разработать индивидуальную программу коррекции.

Инструкция и этапы проведения тестирования

Для проведения тестирования по методике «Страхи в домиках» необходимы заранее подготовленные контурные изображения двух домиков - красного и черного цвета. Их можно нарисовать как на одном листе, так и на разных. Далее психолог дает ребенку следующую инструкцию: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Затем психолог поочередно называет виды страхов. Ребенок должен решить, страшный это страх или нет, и определить ему место в черном или красном домике. У старших детей психолог задает конкретный вопрос: «Ты боишься или не боишься...» и ожидает однозначного ответа «да» или «нет».

Беседа должна вестись неторопливо, чтобы избежать внушения и навязывания страхов ребенку. Психолог избегает повторения вопросов, дает возможность ребенку отвечать развернуто. Он находится рядом с ребенком в доброжелательной, подбадривающей обстановке. После завершения распределения всех страхов по домикам ребенку предлагается «закрыть» черный домик на замок и «выбросить» ключ от него.

Тестирование по методике «Страхи в домиках» позволяет комфортно для ребенка выявить его актуальные страхи для дальнейшей коррекционной работы. Правильная техника проведения теста обеспечивает достоверность результатов и избегает нежелательного эффекта внушения новых страхов.

Интерпретация результатов и рекомендации для родителей

После проведения тестирования по методике «Страхи в домиках» психолог анализирует полученные результаты. Он подсчитывает количество страхов, которые ребенок определил как «страшные» и поместил в черный домик. Это позволяет оценить общее число актуальных детских страхов и сравнить с возрастными нормами.

Также выделяются основные группы выявленных страхов: медицинские, физического ущерба, смерти, сказочных персонажей, темноты, социальные, пространственные. Если один вид страха отмечен в большинстве случаев (3-4 раза из 5), это указывает на его выраженность.

Повышенное количество и разнообразие страхов по сравнению с возрастной нормой говорит о преневротическом состоянии ребенка. В таком случае родителям рекомендуется проконсультироваться с детским психологом и пройти коррекционную программу для снижения тревожности ребенка.

Для профилактики страхов родителям важно создавать безопасную, доброжелательную атмосферу дома, не пугать ребенка, не оставлять одного в темноте. Стараться понять причины детских опасений и мягко их развеивать с помощью разъяснений, игр, сказкотерапии.

Коррекционная работа по устранению детских страхов

После выявления с помощью методики «Страхи в домиках» актуальных для ребенка видов и степени выраженности страхов, психолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционной работы.

Основные методы, используемые в работе по преодолению детских страхов: беседы о страхах, разъяснения, сказкотерапия, игры, арт-терапия, психогимнастика. Также применяют методы воображения, отвлечения, переключения и т.д. Выбор конкретных техник определяется в каждом случае индивидуально.

Эффективен подход, при котором ребенок в игровой форме «приручает» свой страх, делая его менее опасным. Можно нарисовать страх или слепить его из пластилина в образе маленького существа. Затем ребенок рассказывает страху, что боится его лишь немного и хочет с ним подружиться.

Для преодоления страха темноты хорошо использовать игры с фонариком, когда ребенок освещает комнату и убеждается в отсутствии опасности. Можно поиграть в «дрессировщика», который приручает в темноте различных «зверей».

Выбрав подходящие коррекционные методы с учетом специфики детских страхов, психолог помогает ребенку эффективно справиться со своими переживаниями.

Комментарии