Бог Аид: тайный властелин подземного царства
Аид, старший сын титанов Кроноса и Реи, бог смерти и царь подземного мира в древнегреческой мифологии, был одним из самых загадочных и малоизученных божеств. Его культ был не широко распространен среди смертных, а изображения очень редки. Тем не менее, Аид обладал огромной властью и контролировал судьбы всех умерших. В этой статье мы рассмотрим происхождение Аида, его роль в мифологии, основные мифы с его участием, а также попытаемся приоткрыть завесу тайны над этим темным властелином царства мертвых.
Происхождение имени бога
Аид (Ἀΐδης) в древнегреческой мифологии — верховный бог смерти и подземного царства мертвых. Его имя связано со словами «невидимый» (ἀϊδής), «мрачный» (ἀϊδνός), «почтенный» (αἰδοῖος). Согласно Гесиоду, Аид был старшим сыном титана Кроноса и титаниды Реи, братом Зевса, Посейдона, Геры и других олимпийских богов.
Происхождение имени этого древнегреческого бога смерти точно не выяснено. Но очевидно, что оно ассоциировалось с понятиями «невидимости», «мрака» и «таинственности» загробного мира. Аид считался властителем царства мертвых, куда попадали все умершие люди. Само имя «Аид» греки часто заменяли различными эвфемизмами, опасаясь произносить его. Так появилось обозначение «Плутон» (бог богатства), которое позднее полностью вытеснило первоначальное имя. Произошла трансформация образа Аида из безжалостного бога смерти в более мягкого повелителя подземных богатств и плодородия.
Таким образом, имя древнегреческого бога Аида отражало мрачную таинственность загробного мира и вызывало суеверный страх у людей. Со временем оно претерпело изменения, что привело к эволюции представлений о властелине царства мертвых.
Распределение власти между Зевсом, Посейдоном и Аидом
Согласно древнегреческой мифологии, после победы над титанами три сына Кроноса и Реи — Зевс, Посейдон и Аид — разделили между собой власть над миром. Зевс стал верховным владыкой неба и светлого Олимпа, громовержцем и повелителем богов. Ему досталась власть над воздушной стихией.
Посейдон получил во владение моря и океаны, стал владыкой водной стихии. Аиду же досталось мрачное подземное царство и власть над мертвыми душами всех умерших людей. Он стал богом смерти и владыкой преисподней. Таким образом произошел первичный раздел владычества между тремя братьями-олимпийцами. Зевс, Посейдон и Аид обрели свой удел и сферу господства.
Хотя Аид и считался одним из великих богов древнегреческого пантеона, его образ был мрачен и пугающ для людей. В отличие от Зевса и Посейдона, царивших на Олимпе и являвшихся покровителями людей, Аид постоянно пребывал в своем подземном царстве, куда попадали души всех умерших.
Похищение Персефоны
Одним из центральных мифов с участием Аида было похищение им Персефоны - дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Согласно легенде, Персефона собирала цветы на поляне, когда вдруг из-под земли вырвалась колесница, запряженная черными конями. На ней находился Аид в сопровождении богов смерти Танатоса и Гипноса.
Аид похитил юную богиню и увез в свое подземное царство, чтобы сделать ее своей супругой и царицей преисподней. Персефона взмолилась о помощи, но никто не мог противостоять властелину смерти в его владениях.
Мать Персефоны, Деметра, долго скорбела и искала дочь по всему свету, из-за чего на земле наступили бесплодие и голод. В конце концов Зевс заставил Аида вернуть похищенную богиню.
Однако Аид хитростью принудил Персефону съесть несколько зерен граната в его царстве, поэтому она не могла навсегда покинуть подземный мир и стала царствовать там вместе с мрачным супругом часть времени каждый год.
Попытки героев проникнуть в царство Аида
Несмотря на то, что Аид ревниво оберегал свои владения в подземном мире, некоторые отважные герои пытались проникнуть туда. Одним из первых это сделал могучий Геракл, спустившийся в царство мертвых по поручению царя Эврисфея, чтобы вывести оттуда страшного пса Цербера, сторожившего вход.
Хитроумный Сизифу удалось однажды обмануть бдительность Аида и выбраться из его владений, за что тот жестоко наказал героя после смерти. Орфей сумел своим чудесным пением и игрой на лире тронуть сердца Аида и Персефоны, и те согласились отпустить душу его умершей жены Эвридики. Отважные друзья Тесей и Пирифой задумали похитить супругу Аида Персефону, за что подземный владыка жестоко наказал их, приковав к своему трону.
Места культа Аида в Древней Греции
В Древней Греции храмы и святилища в честь Аида встречались нечасто, так как люди боялись этого мрачного бога смерти. Согласно Павсанию, единственным местом поклонения Аиду был город Элида на Пелопоннесе. Там раз в год открывался храм бога подземного царства, куда имели доступ только жрецы.
Культ Аида также был связан с различными пещерами, расщелинами и провалами в земле, которые люди считали входами в его владения. Туда приносили в жертву черный скот. Особо почитали Аида в городе Пилос на западе Пелопоннеса, так как согласно мифам, он помогал его жителям в войне. Там находился храм бога смерти. Таким образом, несмотря на свой мрачный образ, Аид почитался в некоторых культовых местах Древней Греции, олицетворяя таинственную силу подземного царства.
Образ Аида в древнегреческом искусстве
В произведениях древнегреческого искусства образ Аида, владыки подземного царства, встречался относительно редко. В скульптуре и вазописи он изображался в облике властного, сурового мужа средних лет, сидящим на троне. Часто рядом с ним присутствовала Персефона.
Аид держал в руках атрибуты власти - скипетр или двузубец. Иногда он был с рогом изобилия как податель богатств из недр земли. У его ног обычно лежал страж преисподней Цербер. Художники также могли изображать похищение Персефоны Аидом или сцену возвращения Орфеем Эвридики из царства мертвых. На картинах ваз Аида часто сопровождали боги смерти Танатос и Гипнос. Однако в целом художники Древней Греции предпочитали избегать прямого изображения этого мрачного божества. Его образ был окутан таинственностью и вызывал суеверный страх.
Аид в литературных произведениях
Образ Аида как владыки царства мертвых широко представлен в произведениях древнегреческой литературы. У Гомера в «Илиаде» и «Одиссее» он фигурирует преимущественно как безжалостный бог смерти, перед вратами чертогов которого должен пройти каждый умерший.
В «Теогонии» Гесиода повествуется о рождении Аида Кроносом и Реей, о разделе мира между Зевсом, Посейдоном и Аидом после победы над титанами. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида содержат многочисленные упоминания Аида и описания его мрачного подземного царства, куда после смерти попадают души героев. Образ Аида присутствует в гимнах Гомера и Пиндара, в произведениях Эврипида, Аполлония Родосского, римских авторов. Его имя стало нарицательным обозначением царства мертвых.
Пародийное изображение Аида в поздней античности
В поздней античной литературе (у Лукиана) создалось пародийно-гротескное представление о боге Аиде. Это отражало ироническое отношение поздних язычников к традиционным мифологическим образам. Бог смерти был изображен как властелин подземного царства, над которым насмехались за его мрачный нрав и безрадостное существование среди теней.Греческий бог Аид в этих произведениях терял сакральное значение и превращался в персонажа комических сценок. «Древнегреческий бог уже не воспринимался как устрашающее божество смерти, его облик вызывал лишь ироническую усмешку.