Бог Тот: богом мудрости и письма в древнеегипетской мифологии

Бог Тот занимал важное место в пантеоне древнеегипетских божеств. Он почитался как покровитель мудрости, знаний, письма, магии и луны. Согласно мифологии, Тот создал письменность и изобрел календарь. Основными центрами поклонения Тоту были города Гермополь и Эшмунен. Там находились главные храмы этого бога. Кроме того, ему поклонялись по всему Древнему Египту, отражая важность этого божества. Тот изображался в виде человека с головой ибиса или павиана. Эти животные считались священными для него. Как правило, в руках у него были письменные принадлежности - палитра и тростниковая ручка.

Почитание Тота в Гермополе

Основным центром почитания Тота был город Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Именно в этом городе находился главный храм Тота. Глубина почитания Тота в Гермополе подтверждается тем, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера».

Считается, что Тоту был посвящен целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь. Папирус Харриса показывает, что фараон Рамсес III построил для Тота огромный храм, который снабдил множеством даров. Тоту посвящен более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам.

Тот как изобретатель письменности

Тот считался изобретателем иероглифической письменности в Древнем Египте. Ему приписывали создание системы иероглифов для записи египетского языка. Благодаря этому достижению египтяне могли фиксировать и передавать информацию, создавая записи об истории, науках, религии и повседневной жизни. Тот как бог мудрости и знаний подарил людям это важное изобретение.

Письменность позволила древним египтянам вести учет и документацию в административных и хозяйственных целях. Благодаря ей стало возможным создание обширных архивов документов, надписей на храмах, гробницах и памятниках. Письменность способствовала развитию наук, литературы и искусства древнеегипетской цивилизации. Она также имела большое религиозное значение, поскольку использовалась для записи молитв, заклинаний и текстов, помогавших умершим в загробном мире.

Согласно преданию, Тот изобрел письменность после того, как Ра, уставший от людских жалоб, решил покинуть Египет. Тот уговорил Ра остаться, пообещав создать письменность, чтобы люди могли разрешать споры без вмешательства богов. Так Тот спас Египет и людей, даровав им мудрое изобретение.

Роль Тота в загробном суде

В древнеегипетских религиозных представлениях Тот играл важную роль в загробном суде над умершими. Согласно верованиям, после смерти душа покойного предстает перед судом бога загробного мира Осириса. На весах взвешиваются сердце умершего и перо богини Маат, олицетворяющее истину и справедливость. Тот следит за правильностью взвешивания и фиксирует результат.

Если душа оказывалась нечистой и грешной, весы наклонялись в сторону сердца, и чудовище Аммит пожирало сердце, обрекая душу на вечные муки. Если же сердце было чистым, оно уравновешивало перо Маат, и Осирис позволял душе отправиться в царство мертвых, где царила вечная гармония. Перед началом суда Тот с помощью своего божественного знания устанавливал личность умершего. Он также фиксировал приговор Осириса и следил за его исполнением. Иногда Тот мог выступать в роли защитника умершего. Считалось, что заклинания, обращенные к Тоту, могут помочь оправдаться на суде.

В некоторых текстах Тот даже заменяет Осириса в роли верховного судьи загробного мира. Это связано с тем, что Тот олицетворял мудрость, справедливость и беспристрастие. Он мог по достоинству оценить все дела и поступки человека при жизни. Так Тот как бог мудрости обеспечивал справедливый приговор для каждой души после смерти.

Почитание Тота фараонами

Многие фараоны Древнего Египта особо почитали Тота как бога мудрости и покровителя письменности. О его важном положении в пантеоне богов свидетельствует тот факт, что имя Тот входило в титулатуру некоторых фараонов Нового царства. Особенно сильное почитание Тота наблюдалось в период правления XVIII династии. Четверо фараонов этой династии носили имена, включающие в себя имя Тота: Яхмос, Аменхотеп, Тутмос и Хоремхеб. Самым известным из них был великий завоеватель Тутмос III, чье полное тронное имя звучало как Менхеперра Джехутимесу.

Многие фараоны строили и расширяли храмы Тота, особенно в Гермополе, который был главным центром его почитания. Согласно Папирусу Харриса, фараон Рамсес III Великий возвел огромный храм в честь Тота и щедро его одарил. Это свидетельствует о том, что культ Тота пользовался особым почетом и уважением среди правителей Египта.

Тот и греческий Гермес

В эпоху эллинизма произошло сближение египетского бога Тота с греческим богом Гермесом. Это было связано с тем, что греки увидели много общего между этими двумя божествами, несмотря на их разные корни. Как и Тот, Гермес почитался греками как покровитель мудрости, письменности, магии и тайных знаний. Оба бога выполняли функцию посредников между людьми и другими богами, передавая им волю и послания. Гермес и Тот обладали даром красноречия и искусством убеждения.

В результате ассоциации этих двух божеств возник синкретический образ Гермеса Трисмегиста, который соединил в себе черты египетского и греческого богов. Ему приписывались тайные знания о магии, астрологии, алхимии. Гермес Трисмегист стал центральной фигурой эзотерического учения герметизма, оказавшего большое влияние на развитие оккультных наук в эпоху поздней античности и Средневековья. Таким образом, благодаря культурному взаимовлиянию, мудрый египетский бог Тот в образе Гермеса Трисмегиста продолжил почитаться как покровитель тайных и магических знаний уже в греко-римском мире.

Изображение Тота в искусстве и архитектуре

Тот был одним из самых почитаемых богов древнеегипетского пантеона, поэтому ему было посвящено множество изображений в искусстве и архитектуре Древнего Египта. Наиболее распространенным было изображение Тота в облике человека с головой ибиса. Также встречаются изображения Тота с головой павиана. Реже его рисовали полностью в человеческом облике. Часто в руках Тот держит свой священный жезл и анх - символ вечной жизни.

Особенно много изображений Тота можно увидеть в храмах Гермополя, который был центром его культа. Тот также часто присутствует в сценах священных религиозных текстов и в росписях гробниц знатных египтян, где он помогает умершему в загробной жизни. Статуи и рельефы с изображением Тота украшали храмы по всему Египту. Огромное количество маленьких статуэток Тота было найдено археологами - их делали для приношений в храмах или использовали как обереги. Почитание этого мудрого бога отразилось во многих памятниках древнеегипетского искусства.

Комментарии