Что такое наука: определение и основные характеристики
Что такое наука? На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с этим понятием неоднократно. Однако далеко не каждый человек сможет дать ясный ответ на данный вопрос. Наука является определяющей ценностью современной культуры, ее самым динамичным компонентом. В современном мире невозможно, обсуждая социальные, антропологические и культурные аспекты, не принимать во внимание достижения науки.
Формулируя вопрос «что такое наука?», мы полагаем, что основной целью деятельности человека или начного сообщества является непосредственное получение нового, оригинального научного знания. Рассматривать данное понятие необходимо комплексно: а) в качестве социального института, б) накопление знания, как процесс, в) как результат исследования в определённой отрасли знания.
Наука как социальный институт
Научные учреждения (академические, научно-исследовательские, проектные и технологические институты, лаборатории, библиотеки, заповедники, музеи...) составляют основной потенциал носителей научного знания. Огромная часть ученых сосредоточена в профессиональных учебных заведениях, особенно в ВУЗах. Более того, современные школы и различные лицеи все чаще приглашают кандидатов и докторов наук, способных развивать у учащейся молодежи интерес к инновациям. Соответственно, школьники тоже приобщаются к постижению поисковых методов в научно-исследовательской деятельности.
Наука в данном контексте может полноценно выполнять свои функции только при наличии квалифицированных кадров. Научный рост осуществляется через создание научных школ (как правило, вокруг высокоинтеллектуальной личности, крупного ученого или новой, перспективной идеи), через соискание ученой степени кандидата, доктора наук, через аспирантуру, через подготовку профессионалов высшей квалификации в магистратуре.
Сотрудникам высших учебных заведений, подтвердившим свою научную и педагогическую квалификацию, присваиваются не только ученые степени, но и ученые звания – доцент, профессор.
Наука как процесс
Определяя, что такое наука, на данном этапе, необходимо обратить внимание на различные цели, методы и содержание деятельности отдельного научного сотрудника. Они в науке, как правило, бывают строго индивидуальны, уникальны по своим основным параметрам, отличаются у специалистов, на первый взгляд, схожих профессий, как, например, психолог-практик и психолог-исследователь. Если у практического работника основной целью является получение высоких результатов деятельности при оказании индивидуальной промощи, то целью психолога-исследователя становится анализ накопленной информации о психических состояниях, получение новых знаний.
Индивидуальная научная деятельность имеет ряд особенностей:
• Четкое определение цели работы.
• Научная деятельность строится на опыте предшественников.
• Наука требует освоения определенного терминологического аппарата.
• Результат научной деятельности в обязательном порядке должен быть оформлен в строгом соответствии с установленными нормативными требованиями.
Таким образом, отвечая на вопрос "Что такое наука?", можно утверждать: это специфический процесс, основная цель которого - поиск закономерностей, а отличительная черта – подтверждение явлений и процессов при помощи экспериментальных проверок или новое, оригинальное знание.
Наука как результат
Выделяются некоторые свойства науки на этом уровне:
1. Кумулятивный характер. Объем знаний удваивается за каждые десять лет.
2. Дифференциация. Огромное количество накопленных знаний привело к необходимости дробления наук. Например, прикладные науки начинают делиться на более конкретные направления, появляются новые отрасли или межотраслевые циклы на стыке разных научных направлений (био-физико-химические аспекты методов разработки медицинского оборудования).
По отношению к практике выделяются следующие функции науки:
• Описательная (накопление, сбор фактического материала). Именно с нее начинается формирование любой науки, например, цикл "экономические науки".
• Объяснительная (выявление внутренних механизмов, объяснение особенностей различных процессов и явлений).
• Обобщающая (формулировка законов и закономерностей).
• Прогностическая (предвидение неизвестных ранее процессов, ставших очевидными благодаря научным знаниям).
• Предписывающая (позволяет выработать оптимальные варианты рекомендаций и государственных стандартов).