Сунниты и шииты: в чем разница этих течений ислама и почему она имеет значение?

Ислам является второй по численности религией в мире, насчитывающей более 1,6 млрд последователей. Однако это далеко не монолитное течение. На протяжении веков в его рамках сформировалось несколько направлений, два крупнейших из которых – суннизм и шиизм. Понимание различий между ними важно для анализа многих конфликтов на Ближнем Востоке. Сунниты составляют от 80 до 90% мусульманского населения мира. Они придерживаются сунны – установлений и обычаев пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Разница между сунниты и шииты есть, хоть она и не очевидна.

История возникновения суннизма и шиизма

Суннизм и шиизм возникли после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Первоначально это были политические течения внутри мусульманской общины. Сунниты считали, что преемника Мухаммеда должна выбирать вся община. Шииты полагали, что власть должна передаваться по наследству потомкам Мухаммеда от его двоюродного брата Али и дочери Фатимы.

Первым халифом (преемником Мухаммеда) стал Абу Бакр, близкий сподвижник пророка, которого избрала община. Шииты не признали его власть и считали законным халифом Али, ставшего четвертым халифом. После смерти Али его сын Хусейн попытался захватить власть, но погиб в битве с войском омейядского халифа Язида в 680 году. Это окончательно оформило шиизм как отдельное религиозное течение. Так политический конфликт перерос в религиозный раскол, со временем накопив множество доктринальных различий между суннитами и шиитами. Однако первоначальной причиной стал спор о преемственности власти после смерти Мухаммеда.

Различия суннитов и шиитов в вероучении

Главное различие в вероучении суннитов и шиитов состоит в вопросе о преемниках пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что община имеет право выбирать халифа из достойнейших членов. Шииты верят, что власть должна передаваться по наследству потомкам Али и Фатимы как единственно законным преемникам. Еще одно важное отличие в том, что шииты считают имамов посредниками между верующими и Богом, наделяя их особыми полномочиями. Для суннитов имам - просто глава общины или мечети. Шииты поклоняются могилам 11 из 12 имамов как святыням, а 12-й имам считается у них «скрытым».

В шиизме 5 основных столпов веры: единобожие, вера в божественное правосудие, пророчество, имамат и Судный день. В суннизме только 5 столпов: провозглашение веры, молитва, пост, пожертвования и паломничество. Есть различия в количестве ежедневных молитв и постов. Таким образом, за политическим расколом последовало формирование разных доктрин, обрядовой практики и культа святых. Это усугубило религиозные разногласия между двумя течениями ислама.

Особенности религиозной практики двух течений

Кроме различий в вероучении, сунниты и шииты придерживаются несколько отличающихся обрядов и практик. Это касается прежде всего молитвенной практики. Сунниты совершают пять обязательных ежедневных намазов – на рассвете, в полдень, послеполуденный, вечерний и ночной. Шииты молятся три раза в день, объединяя утренний, полуденный и послеполуденный намазы.

Различаются также тексты проповедей и молитв, читаемых во время пятничного богослужения. Шиитские имамы мечетей часто посвящают часть проповеди почитанию имамов, в то время как суннитские имамы сосредотачиваются на общих религиозно-нравственных темах. Шииты практикуют религиозные шествия и самобичевание во время траура по имаму Хусейну, погибшему в Кербеле. Эти обряды не присущи суннитам. Зато сунниты чаще совершают хадж – паломничество в Мекку, обязательное для всех мусульман. Таким образом, наряду с доктринальными разногласиями, существуют и заметные отличия в повседневных религиозных практиках суннитов и шиитов, которые подчеркивают их обособленность.

Территориальное распределение и политическое значение

Большинство суннитов проживают в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки, Турции, Центральной Азии, Индонезии, части Китая и Индии. Шииты сосредоточены преимущественно в Иране, Ираке, Азербайджане, Бахрейне, Ливане. В некоторых странах противостояние суннитов и шиитов лежит в основе политического устройства. Например, в Ливане пост президента закреплен за христианином-маронитом, премьер-министра - за суннитом, а спикера парламента - за шиитом.

В Ираке после свержения С. Хуссейна к власти пришли шииты, а сунниты оказались в оппозиции. В Сирии у власти суннитское меньшинство, а большинство населения - шииты. Таким образом, религиозный раскол играет важную роль в политической жизни многих стран Ближнего Востока.

Перспективы преодоления раскола

Несмотря на многовековой раскол ислама, перспективы примирения суннитов и шиитов существуют. Главное - найти общие ценности, объединяющие всех мусульман. Это прежде всего вера в Аллаха, пророка Мухаммеда и Коран как священную книгу. Также важны такие принципы ислама, как справедливость, милосердие, честность и нравственность. На их основе можно наладить диалог и сближение. Во многом будущее ислама зависит от позиции духовных лидеров. Если они будут призывать к единству, а не к вражде, то удастся преодолеть раскол. Также важен отказ от насилия и экстремизма, который часто раздувает конфликты между суннитами и шиитами. Теперь разница между шиитами и суннитами стала понятней.

Комментарии