Как читать ноты: несколько советов начинающим музыкантам
Фортепианная музыка крайне благоприятно воздействует как на психологическое, так и на физическое состояние человека. К сожалению, в наш век сумасшедшей рок-музыки и модных электронных композиций для вдохновляющих инструментальных мелодий практически не осталось места. А между тем, фортепиано – не просто инструмент, а настоящее живое существо, способное выразить практически любую эмоцию: торжество, отчаяние, грусть, влюбленность… Настоящие мастера могут играть практически в любом стиле, начиная от классических произведений и заканчивая свободными джазовыми импровизациями. Однако каждый из них сперва долго учился тому, как читать ноты.
Первое, что следует узнать, чтобы понять, как читать ноты – это то, что они могут иметь разную длительность. Незакрашенные пометки без «хвостиков» - это целые ноты, звучащие на протяжении всего такта. Если нота имеет «хвостик», но внутри по-прежнему остается пустой, ее называют половинной. Звучит она на протяжении половины такта. Также есть понятия четвертой и восьмой нот – они звучат еще короче, состоят из закрашенного овала, палочки и хвостика (у восьмой хвостика два).
Следующее, на чем следует остановиться, узнавая, как читать ноты – это так называемые знаки альтерации. Их мы все знаем еще со школьных лет: бемоль (понижает ноту на полтона), диез (повышает ноту на полтона) и бекар (отменяет предыдущие два знака). Если знаки используются в середине нотного текста, то действуют они до конца текущего такта. В случае если они выписаны рядом с ключами, они сохраняются на протяжении всего произведения и отменяются лишь при наличии бекара (опять-таки, только для одного такта).
Иногда для получения нужного звучания используется сразу несколько нот, формирующих аккорд. В таком случае нужные ноты расположены на одном уровне, друг над другом, и нажать их нужно одновременно.
Однако это – лишь малая толика тех знаний, которые нужны, чтобы понять, как читать ноты. Помимо длительности, звуки могут отличаться между собой по характеру звучания. Существуют термины Staccato и Legato. Первый означает, что нужно ударять по клавишам быстро, звук должен быть «отрывистым». Во втором случае, напротив, необходимо добиться плавности.
Изучая искусство того, как читать ноты для пианино, вы также столкнетесь с различными темпами. Как правило, необходимый темп указывается в самом начале произведения (к примеру, Adagio – «медленно», Moderato – «умеренно», Allegro – «скоро» и т.п.). Существуют специальные пометки, показывающие, что нужно увеличить или уменьшить громкость игры.
Разумеется, рассказать о том, как научиться читать ноты, в одной статье практически невозможно. А потому всем желающим овладеть поистине виртуозной игрой стоит, как минимум, обзавестись хорошим самоучителем (если нет возможности посещать педагога). Ну и, конечно же, не забывать вдохновляться, слушая признанных маэстро прошлых веков и современности.