Часто ли нужен в музыке басовый ключ
Басовый ключ, или ключ, который многие музыканты называют F (Фа), охватывает низкий звукоряд, поэтому он используется в нотах, предназначенных для инструментов с низким строем, а также для написания партий низких голосов. Среди наиболее распространенных музыкальных инструментов, для которых этот ключ применим, можно назвать бас-гитару, виолончель, контрабас, а также в ключе Фа записывается партия левой руки для исполнения произведений на фортепиано.
В нотах, рассчитанных для фортепиано, басовый ключ всегда объединяется со скрипичным, что позволяет воссоздать целостную и полнозвучную мелодию. Малый ключ располагается, как правило, на нижней строчке, следовательно, партия, возглавляемая им, исполняется левой рукой пианиста. Однако в некоторых случаях этот ключ можно встретить в партии для правой руки, например, в произведении «Соната №14» Л. В. Бетховена.
В произведениях, написанных для хорового и вокального исполнения, также весьма часто применяется басовый ключ. В первую очередь стоит упомянуть о партиях таких голосов, как бас и баритон. Реже, для простоты изложения, в малом ключе записываются и партии альтовых голосов. Чаще всего такая ситуация встречается в партитурах для хоров, а если же речь идет об отдельной партии для голоса-альта, то используется характерный ему альтовый ключ.
Важно учитывать инструмент, для которого написаны те или иные ноты. Басовый ключ может быть понижен на октаву, если партия предназначена для контрабаса, во всех остальных случаях все ноты исполняются в соответствии со своим стандартным расположением в этом ключе.
Однако существуют некоторые разновидности басового ключа, такие как баритоновый ключ и басопрофундовый. Такие знаки встречаются крайне редко в музыкальной грамоте, но, тем не менее, их расположение на нотном стане стоит запомнить, дабы не путать их со стандартным ключом Фа.
Малый, или басовый ключ является вторым после скрипичного по своей распространенности в различных нотах. Иногда он даже «проскакивает» в нотах для таких инструментов, как альт и скрипка, и является просто незаменимым в любой партитуре. Басовым ключом пользовались музыканты и композиторы, которые проживали и творили в далекие годы, и именно благодаря этому знаку все сонаты и рондо, хоралы и вокализы, прелюдии и фуги стали столь полнозвучными и многогранными.
Напоследок стоило бы сказать, что в написании басового ключа нет ничего сложного – он представляет из себя своеобразную запятую, основа которой «крепится» на четвертой строке нотного стана. Также к ключу необходимо приписывать две точки, которые будут окружать эту самую четвертую ступень.