Александр Первый: реформы и политические преобразования: их влияние и значение
Александр I вступил на престол в 1801 году, будучи сторонником либеральных идей и намереваясь провести реформы по европейскому образцу. Однако на протяжении царствования он постепенно эволюционировал в сторону консерватизма, и масштабные преобразования так и не были осуществлены.
Тем не менее, в начале XIX века в России был предпринят ряд попыток реформирования различных сфер государственной и общественной жизни.
Негласный комитет
Воспитанный в либеральном духе швейцарцем Лагарпом, Александр I взошел на российский престол в 1801 году с намерением осуществить всеобъемлющие либеральные преобразования государственно-политического устройства Российской империи. В этих начинаниях его поддерживала и значительная часть дворянской верхушки. Ввиду ряда причин, включая необходимость сосредоточения на противостоянии Наполеону и внешней политике, к середине правления Александра реформы были постепенно свернуты, а их основной идеолог М. М. Сперанский был отставлен от государственной службы.
В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Аракчеев) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.
Пробуксовывание старых и свертывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813—15 годах свободный воздух Европы. Офицеры выплескивали свое недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов.
- Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года провозглашалась министерская реформа. Поначалу создавалось восемь министерств, заменявших петровские коллегии. Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором.
- Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).
- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
Преобразование центральных органов управления
Воспитанный в либеральном духе швейцарцем Лагарпом, Александр I взошел на российский престол в 1801 году с намерением осуществить всеобъемлющие либеральные преобразования государственно-политического устройства Российской империи. В этих начинаниях его поддерживала и значительная часть дворянской верхушки. Ввиду ряда причин, включая необходимость сосредоточения на противостоянии Наполеону и внешней политике, к середине правления Александра реформы были постепенно свернуты, а их основной идеолог М. М. Сперанский был отставлен от государственной службы.
Реформы начались с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Совет при высочайшем дворе 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. По проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» с 1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет.
8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
Государственный совет и министерская реформа
Одной из ключевых реформ Александра I стало создание Государственного совета. Этот орган был призван централизовать законодательное дело в Российской империи и обеспечить единообразие правовых норм. Согласно проекту реформ Сперанского, Государственный совет с 1 января 1810 года заменил собой прежний Непременный совет.
В состав Государственного совета входили все министры империи, а также высшие сановники, назначаемые лично императором. Председательствовал в Государственном совете либо сам Александр I, либо один из членов совета по его указанию. Таким образом, это учреждение носило совещательный характер при монархе и не обладало законодательными полномочиями.
Государственный совет состоял из Общего собрания и четырех департаментов – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. Для организации работы совета была учреждена Государственная канцелярия во главе с М.М. Сперанским. Также при Государственном совете действовали Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Еще одним нововведением Александра I стала министерская реформа 1802 года. Вместо прежних коллегий Петра I было образовано 8 министерств. Каждое министерство возглавлял министр, назначаемый императором и подотчетный ему. Для коллективного обсуждения важных вопросов учреждался Комитет министров.
В 1810-1811 годах реформа министерств была продолжена. Их число увеличилось до 12. Были введены должности товарищей министров, четко регламентировано деление министерств на департаменты, отделения и столы. Таким образом, Александр I заложил основы рациональной системы государственного управления в России.
- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
- Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).
- 8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям.
Реорганизация Сената и Синода
Одним из направлений реформаторской деятельности Александра I стала реорганизация Сената - высшего государственного учреждения Российской империи. В 1802 году был принят указ «О правах и обязанностях Сената», определивший его структуру и полномочия.
Согласно этому указу, Сенат объявлялся верховным органом, сосредоточившим в себе высшую законодательную, административную и судебную власть. Ему предоставлялось право делать представления императору о несоответствии какого-либо указа действующему законодательству.
Однако на практике реальных рычагов воздействия на политику у Сената не было. Он по-прежнему оставался исполнительным, а не представительным органом. Попытки ввести выборность части сенаторов и разделить Сенат на законодательный и судебный в 1810-х годах не увенчались успехом.
Еще одним объектом преобразований стал Святейший Синод - высший орган церковного управления. Во главе него стоял обер-прокурор, назначаемый императором. При Александре I были расширены полномочия обер-прокурора, фактически подчинившего себе Синод.
Члены Синода - митрополиты и архиереи - утратили возможность самостоятельно определять повестку заседаний. Они стали простыми исполнителями воли обер-прокурора, назначаемого из представителей светской власти. Таким образом, Александр I еще больше усилил контроль государства над церковью.
- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
- Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).
- В 1810-1811 годах реформа министерств была продолжена. Их число увеличилось до 12. Были введены должности товарищей министров, четко регламентировано деление министерств на департаменты, отделения и столы.
Финансовые реформы
Финансовая система Российской империи при Александре I нуждалась в серьезных преобразованиях. Государственный бюджет страдал от хронических дефицитов, вызванных военными расходами и неэффективностью налоговой системы.
Одним из нововведений стало составление единого госбюджета. В 1810 году впервые была предпринята попытка свести воедино все доходы и расходы казны. Оказалось, что расходы превышают доходы на 66 млн рублей ассигнациями.
Чтобы ликвидировать дефицит, Александр I пошел на повышение налогов. В 1810 и 1812 годах последовательно были увеличены как прямые, так и косвенные налоги. Также планировалось сократить эмиссию бумажных денег.
Однако кардинально стабилизировать бюджет не удалось. Государственные расходы неуклонно росли, а система налогообложения оставалась неэффективной. Приходилось прибегать к внутренним и внешним займам для покрытия дефицита.
Таким образом, несмотря на отдельные позитивные нововведения, финансовая система Российской империи при Александре I сохраняла свою неустойчивость. Кардинальные реформы требовались, но так и не были осуществлены.
- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
- Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).
- В 1810-1811 годах реформа министерств была продолжена. Их число увеличилось до 12. Были введены должности товарищей министров, четко регламентировано деление министерств на департаменты, отделения и столы.
Развитие системы образования
Одним из важнейших направлений реформаторской деятельности Александра I стало преобразование системы образования в Российской империи. До начала XIX века образование носило сословный характер и было крайне неорганизованным.
В 1803 году было принято новое Положение об учебных заведениях, заложившее принципы объединения разрозненных школ в единую систему. Вводились такие прогрессивные на тот момент идеи, как бессословность образования, бесплатность обучения на низших ступенях, преемственность учебных программ.
Была введена четырехступенчатая система образования: приходские училища, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты в столицах и крупнейших городах. Управление образованием централизовывалось в руках Министерства народного просвещения.
При Александре I открылось сразу несколько новых университетов - в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани. Был принят первый в России университетский устав, даровавший значительную автономию высшим учебным заведениям. Таким образом закладывались основы системы образования в Российской империи.
- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
- Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).
- В 1810-1811 годах реформа министерств была продолжена. Их число увеличилось до 12. Были введены должности товарищей министров, четко регламентировано деление министерств на департаменты, отделения и столы.
Реформы в Прибалтике и Царстве Польском
Одним из направлений реформаторской деятельности Александра I стало проведение либеральных преобразований в Прибалтике и Царстве Польском. Эти регионы имели особый правовой статус в составе Российской империи.
В Прибалтике в 1804-1819 годах была проведена крестьянская реформа, направленная на ослабление крепостничества. Крестьянам было предоставлено право наследственного владения землей, отменены некоторые повинности. Это способствовало лояльности местного населения.
Наиболее масштабные реформы были проведены в Царстве Польском, образованном по решению Венского конгресса в 1815 году. Александр I даровал Царству конституцию, гарантировавшую гражданские права и свободы, а также создание представительного органа - Сейма.
Таким образом, в Прибалтике и Польше Александр I пошел на либеральные уступки местным элитам, пытаясь обеспечить лояльность окраин империи. Однако по отношению к основной территории России подобные реформы проводить не стал.
Попытки решения крестьянского вопроса
Одна из главнейших проблем, с которыми столкнулся Александр I в начале своего царствования, был нерешенный крестьянский вопрос. Уже при вступлении на престол император торжественно заявил о прекращении раздачи казенных крестьян и издал ряд указов, направленных на облегчение положения крепостных.
- Указом 1801 года предоставлено право покупки земли разным категориям свободных сословий, кроме помещичьих крестьян
- «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 года предполагал возможность освобождения крестьян с землей за выкуп
- Указ 1809 года отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за мелкие проступки
Однако эти меры не решали проблему крепостничества в целом. Попытки более радикальных реформ натолкнулись на противодействие дворянства. В 1810-1811 годах из финансовых соображений было продано более 10 000 государственных крестьян. Позднее вышли указы, ущемлявшие права крепостных.
Причины сворачивания реформ Александра I
Несмотря на первоначальный реформаторский пыл, к середине царствования Александр I разочаровался в преобразованиях и постепенно свернул их. Этому способствовал ряд причин.
- Необходимость сосредоточения усилий на внешней политике и борьбе с Наполеоном. Внутриполитические реформы отошли на второй план.
- Сопротивление консервативных кругов дворянства во главе с С.Р. Воронцовым, Н.М. Карамзиным, которые убеждали царя отказаться от радикальных перемен.
- Слабовольный характер Александра I, его податливость чужим влияниям. Он то склонялся к прогрессистам, то к охранителям, не проявляя последовательности.
- Усиление мистических и религиозных настроений царя после победы над Наполеоном, его разочарованность в светских делах.
К 1815 году преобразования в целом зашли в тупик. Госсовет стал обсуждать лишь текущие дела, а не стратегические вопросы реформ. Бюрократический аппарат сохранился без изменений. Крепостничество не только не ослабло, но даже усилилось новыми ограничениями. Попытки либерализации сверху были свернуты.
Провал реформ вызвал разочарование в передовых кругах общества. Многие офицеры, познакомившиеся в заграничных походах с европейскими свободами, стали вынашивать бунтарские идеи, что в конечном итоге привело к восстанию декабристов в 1825 году.
Итоги реформ первой четверти XIX века
Подводя итог реформаторской деятельности Александра I, можно констатировать их непоследовательный и половинчатый характер. Большинство преобразований носило поверхностный характер, не затрагивая основ сословно-абсолютистского строя.
- Был частично модернизирован госаппарат: созданы новые министерства и Госсовет как совещательный орган при монархе.
- Предприняты попытки решения крестьянского вопроса путем отдельных послаблений, которые не привели к упразднению крепостничества.
- Ряд проектов буржуазного преобразования страны так и не был реализован из-за сопротивления элит и нерешительности самого императора.
В целом программа умеренных реформ Сперанского провалилась, равно как и планы радикальной модернизации в последние годы царствования. Это продемонстрировало несостоятельность попыток эволюционного реформирования абсолютистского строя в России.
Историческое значение попыток реформаторства Александра I
Несмотря на провал большинства замыслов, попытки реформирования России при Александре I имели важное историческое значение для дальнейшего развития страны.
Во-первых, они заложили основы буржуазного преобразования страны, подготовив почву для более радикальных реформ 1860-1870-х годов. Были внедрены принципы правового государства, разделения властей, представительных органов. Эти идеи сохраняли свою актуальность для нескольких поколений российской элиты.
Во-вторых, реформы Александра I способствовали распространению в России либеральных идей конституционализма и естественных прав личности. Это стало мощным интеллектуальным импульсом для образованных кругов общества в их поисках оптимальной модели государственного и социального устройства.
Наконец, попытка модернизации «сверху», потерпев неудачу, актуализировала вопрос о необходимости более решительных действий со стороны общества для преодоления отсталости. Это послужило стимулом для формирования либеральной и радикальной оппозиции самодержавию в 1820-1830-е годы.
Выводы
Реформы императора Александра I, начатые с либеральных устремлений и надежд на преобразование России, постепенно сошли на нет и привели лишь к поверхностным изменениям в государственном управлении. Негласный комитет и проекты Сперанского так и не были реализованы в полной мере. Попытки решить крестьянский вопрос успехом не увенчались. К концу правления Александра I реформаторский запал иссяк, уступив место консервативным и мистическим настроениям.
Несмотря на незавершенность преобразований, они оказали заметное влияние на дальнейшее развитие России. Реформы способствовали формированию либерально настроенной части общества, ростки которой дали всходы в виде движения декабристов. Также были заложены основы гражданского права и системы образования. Ряд нововведений, в частности в области госуправления, пригодился в ходе Великих реформ 1860-1870-х годов.