Повышение зарплаты ФСИН в 2024 с 1 января: как это отразится на работе ведомства?
В 2024 году планируется повысить зарплату сотрудникам ФСИН и других силовых структур. Размер индексации будет рассчитан исходя из уровня инфляции 2023 года. Также запланировано увеличение пенсий и пособий гражданам.
Обсуждаются различные подходы к индексации зарплат бюджетников в 2024 году. Для некоторых категорий возможен полный отказ от повышения окладов.
Рассмотрим подробнее, какие изменения ждут сотрудников ФСИН и других ведомств в следующем году.
Индексация зарплаты сотрудников ФСИН
Согласно проекту федерального бюджета на 2024 год, повышение зарплаты сотрудников ФСИН в 2024 году 1 января не планируется. Вместо этого их оклады были проиндексированы 1 октября 2023 года на 10,5%, что является рекордным ростом с 2012 года
Такая повышенная индексация довольствия в 2023 году на 10,5% сверх уровня инфляции 5,5% была проведена по решению президента Владимира Путина в рамках системных мер по улучшению социального положения силовиков. Однако в 2024 году подобной дополнительной индексации для сотрудников ФСИН не предвидится
Согласно документам к проекту бюджета, пропуск индексации в 2024 году позволит сэкономить 28 млрд рублей. Предполагается, что пауза в повышении зарплат сотрудников ФСИН и других силовых структур будет лишь на один год. Уже в 2025-2026 годах их оклады планируется индексировать в соответствии с уровнем инфляции.
Повышение пенсий и пособий
Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2024 год, планируется повысить размер страховых пенсий по старости для 32,6 млн неработающих пенсионеров, включая военных пенсионеров, на 7,5% с 1 января 2024 года. Это соответствует прогнозируемому уровню инфляции на конец 2023 года.
В результате средний размер страховой пенсии по старости вырастет на 1628 рублей и составит 23 405 рублей. В целом на выплату пенсий в 2024 году выделяется более 10 трлн рублей из федерального бюджета.
Отдельно будут проиндексированы пенсии военных пенсионеров. С 1 октября 2024 года их размер увеличится на 4,5% за счет повышения понижающего коэффициента, применяемого для расчета пенсий бывших военнослужащих и силовиков. Такие меры призваны улучшить социальное положение данных категорий граждан.
Однако в отношении сотрудников ФСИН не предусмотрено аналогичных мер по повышению их будущих пенсий. Хотя они тоже относятся к силовикам, но решения об индексации их пенсий обычно принимаются не вместе с военными пенсионерами.
Варианты индексации зарплат бюджетников
Для разных категорий бюджетников в 2024 году предусмотрены разные подходы к индексации их зарплат. Если для сотрудников ФСИН повышение оплаты труда не запланировано, то для других это не так.
В частности, работникам федеральных учреждений бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры) 1 октября 2024 года проиндексируют зарплату на 4,5% - в соответствии с прогнозируемым Минэкономразвития уровнем инфляции на 2024 год.
Также на 9,8% вырастут с 1 января 2024 года ассигнования из бюджета на оплату труда работников сфер образования, здравоохранения, культуры, науки - тех категорий, которые охвачены майскими указами 2012 года.
В то же время для госслужащих и судей индексации в 2024 году не предусмотрено. Для них это второй год подряд без повышения оплаты труда. А вот у военных и сотрудников ФСИН индексация пропускается лишь в 2024 году, в отличие от чиновников и судей.
Подходы к индексации зарплат у разных групп бюджетников существенно отличаются, что может восприниматься ими как несправедливое отношение со стороны государства.
Влияние на функционирование ФСИН
Пропуск повышения зарплаты сотрудников ФСИН в 2024 году может негативно отразиться на функционировании этого ведомства, которое играет важную роль в правоохранительной системе страны.
Это может привести к снижению мотивации персонала, росту текучести кадров, уходу наиболее квалифицированных специалистов, которые будут искать более высокооплачиваемую работу в других сферах.
Учитывая высокую нагрузку на сотрудников ФСИН, связанную со сложностью их работы, отсутствие адекватной индексации зарплаты в условиях двузначной инфляции фактически обесценивает их труд.
Это может привести к росту коррупционных проявлений, попыткам незаконного получения дополнительных доходов со стороны персонала для компенсации падения реальных зарплат.
Если ситуация с оплатой труда сотрудников ФСИН не улучшится в ближайшие годы, это способно негативно сказаться на всей деятельности этого важного ведомства, снизить эффективность его работы.
Бюджетные последствия решений
Решение о пропуске индексации зарплат сотрудников ФСИН и других силовых структур в 2024 году обусловлено в первую очередь бюджетными соображениями.
Согласно документам к проекту федерального бюджета, эта мера позволит оптимизировать расходы бюджета на 28 млрд рублей в 2024 году, около 134 млрд рублей в 2025 году и 139 млрд в 2026 году.
То есть речь идет о существенной бюджетной экономии в сотни миллиардов рублей. Эти средства планируется направить на другие важные статьи государственных расходов.
Вместе с тем, есть риск, что в будущем это может обернуться дополнительными затратами на ликвидацию негативных последствий недофинансирования ФСИН для ее работы, таких как снижение эффективности, рост коррупции, текучести кадров.
Поэтому при принятии решений о бюджетных расходах важно учитывать не только текущие экономические цели, но и долгосрочные риски, которые могут быть связаны с недофинансированием важных государственных функций.
Общественная реакция и мнения
В обществе решение о пропуске индексации зарплат сотрудников ФСИН в 2024 году может вызвать неоднозначную реакцию.
С одной стороны, в условиях экономических трудностей и необходимости оптимизации бюджетных расходов часть общества поддержит эту меру как вынужденную.
Однако те граждане, кто информирован о важной роли ФСИН в функционировании государства и обеспечении правопорядка, могут расценивать ее как угрозу работоспособности этого ведомства.
Среди самих сотрудников ФСИН такое решение скорее всего вызовет недовольство и восприниматься как несправедливое отношение со стороны государства, поскольку они и так находятся в сложных условиях службы.
Общественная реакция будет неоднозначной. При этом властям важно обеспечить адекватное финансирование ФСИН в будущем, чтобы избежать негативного влияния на их работу от недостаточного финансирования.