Маржа - это прибыль, полученная предприятием в процессе торгов
Маржа – это разница стоимости товара на биржевых торгах между указанной в бюллетене ценой и стоимостью покупки. Другими словами – это прибыль, которую получают фирмы и компании в процессе торгов по товару определенной категории. Данное понятие может относиться, помимо операций на бирже, к операциям в торговой, банковской и страховой сферах. Только в этом случае маржа - это разница в цене товаров, процентных ставок, валюты и курса ценных бумаг в конкретный период времени.
Понятие «маржа прибыли» подразумевает относительный доход, который исчисляется в процентном выражении к реализованной продукции или капиталу. При использовании данного термина можно судить об эффективности капитальных вложений и других активов. Своего рода это рентабельность бизнеса.
В зависимости от применяемой сферы получается различная маржа. Это кредитная, банковская, процентная, гарантийная и поддерживаемая.
При этом кредитная подразумевает исчисление разницы цены товара, которая зафиксирована в соответствующем договоре кредитования, и выданной на покупку этого товара ссудой.
Гарантийная маржа – это разница, определяемая между кредитным залогом и стоимостью тела кредита.
Чистая процентная маржа (или банковская) является одним из ключевых показателей банковской деятельности. Данным коэффициентом отражается эффективность активных операций, проводимых банком. Рассчитывается отношением разницы между комиссионными (процентными) доходами и комиссионными (процентными) расходами к банковским активам.
Необходимо отметить, что расчет последнего типа маржи производится в соответствии с размером общих банковских активов или активов, приносящих ему доход. Многими участниками рынка рассчитывается данный показатель, исходя из величины активов, которыми генерируется доход.
Когда специалисты маркетинга и экономистами ведут речь о марже, необходимо помнить о правилах ее расчета. Это расчёт производится как нахождение разницы между коэффициентом прибыльности и непосредственно самой прибылью на единицу товара при реализации. Такая разница может быть достаточно легко согласована, поэтому важно, чтобы менеджеры легко умели переключиться с одного коэффициента на другой.
Так, коэффициент маржинальности рассчитывается как отношение прибыли на единицу продукции к отпускной цене этой единицы.
Использование указанных показателей помогает достаточно быстро решать определенные задачи. Примером может служить определение размера прибыли при наличии различных объемов выпуска. А с использованием величины маржинального дохода появляется возможность увидеть вклад субъекта хозяйствования в покрытие постоянных издержек и получение определенной прибыли.