Ил-114 – вечный странник воздушных трасс
К началу восьмидесятых годов Ан-24, считавшийся основным пассажирским самолетом СССР и широко использовавшийся на внутренних авиалиниях, морально устарел. К тому же парк данных машин начал стремительно сокращаться из-за выработки ими своего ресурса. Сюда же добавлялся такой фактор, как возросшие объемы авиаперевозок – как пассажирских, так и грузовых. Ан-24 уже не соответствовал требованиям и потребностям нового времени. Ему необходима была срочная и качественная замена.
В 1982-м году ОКБ им. Ильюшина, возглавляемое в то время главным конструктором Г. В. Новожиловым, выступило с инициативой постройки пассажирского самолета нового типа, Ил-114, для использования на местных авиалиниях. Фундаментом для этой машины должен был стать тридцатилетний опыт эксплуатации разнообразных модификаций Ил-14.
Эта инициатива была поддержана самим министром гражданской авиации, чем и было положено начало проектированию самолета местного значения Ил-114. Проектные работы продолжались долгих пять лет, поскольку велись они параллельно с очень трудоемкой разработкой магистрального широкофюзеляжного гражданского самолета дальнего радиуса действия Ил-96-300.
И только в июле 1987-го был сконструирован полномасштабный макет машины, в котором были воспроизведены практически все системы будущего ИЛ-114. Наиболее полное отражение в макете нашел салон на шестьдесят мест, также подробно была смоделирована кабина экипажа. После подробного и тщательного рассмотрения макетной комиссией представленного проекта ИЛ-114 было утверждено решение о начале его серийного производства.
Ведущим предприятием по выпуску этой машины назначили авиационно-производственное объединение Ташкента, до того выпустившее немало моделей «Ильюшиных». В качестве второго серийного предприятия выбрали московский авиазавод «Знамя труда», ведущий свою историю с 1909-го года.
Самолет конструировался из высокопрочных алюминиевых и титановых сплавов, а также из разнообразных композиционных и неметаллических материалов. Топливная система этого воздушного судна включает в себя два кессон-бака, расположенных в крыле. Их общая емкость составляет 8360 литров.
Основной конструкционной особенностью данной машины является то, что она схематически выполнена как свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения. На плоскости установлена пара турбовинтовых двигателей ТВ7-117С. Диаметр винта составляет 3,6 метра, а взлетная мощность одного двигателя равна 2,5 тысячи л. с.
Первые полеты самолетов данной модели с пассажирами на борту состоялись только 1999-м году (уже в другой стране), когда он после многократных испытаний, наконец, был введен в эксплуатацию. Прекрасные аэродинамические качества нового самолета, а также его экономичность, надежность и невысокая стоимость техобслуживания должны были сделать Ил-114 очень востребованной машиной в системе гражданского авиационного транспорта. Однако было выпущено всего 17 самолетов. По состоянию на 2012 год их производство в Ташкенте прекращено.
На сегодняшний день достаточно активно эксплуатируется модификация этого самолета Ил-114-100, которая отличается от «сто четырнадцатого» установкой более мощных двигателей PW-127H канадского производства, что существенно оптимизировало летные характеристики этой модели. Особенно это ощутимо в условиях высокогорья и знойного климата южных широт, для которых Ил-114-110, в принципе, и предназначается.