Методы оптимизации управленческих решений в менеджменте

К самым популярным методам оптимизации управленческого решения относятся: моделирование на основе математики, экспертная оценка, мозговой штурм, игровая теория.

Все перечисленные методы способны дополнять друг друга либо работать в комплексе. Выбор полностью зависит от информации. К данным методам стоит подходить расчетливо, ведь их правильное выполнение гарантирует положительный результат.

Характеристика методов

Моделирование на основе математики используют, преимущественно, в те моменты, когда при управлении применяется цифровая информация. Такой способ позволяет давать количественные характеристики проблемам, которые возникли в ходе работы, и возможность найти способ для их решения.

Данный метод оптимизирует управленческое решение, используя следующие этапы:

  1. Ставится задача, решение которой требуется найти.
  2. Строится математическая модель.
  3. Находится решение для построенной модели.
  4. Проверка осуществляется при помощи экспериментов и впоследствии проверяется решение, полученное на ее основе.
  5. Разработка рекомендаций для использования полученного результата.

Метод оптимизации управленческого решения на основании оценки эксперта используют в тот момент, когда поставленную цель затруднительно решить и сформулировать математическим способом. Данный метод подразумевает рассмотрение сложных вопросов на этапе принятия решения лицами, которые имеют знания и опыт работы. Экспертное заключение оформляют документально, с фиксированием всех решений и результатов исследования. Первым делом в отчете указывают данные о том, кто, где, когда и почему проводил исследования. Только после этого описывают объект, способ и результат, который удалось получить в процессе проделанной работы. В заключении прописывают выводы и рекомендации экспертов.

Метод оптимизации управленческого решения, основанный на мозговом штурме, используется в тот момент, когда имеется минимальная информация о возникшей проблеме и при этом устанавливаются короткие сроки для решения. В такие моменты приглашают специалистов, которые в этом разбираются. Они принимают участие в обсуждениях и принятии решения. В такие моменты строго должны соблюдаться требования:

  1. Говорить по порядку и не перебивать остальных экспертов.
  2. Высказываться лишь в тот момент, когда есть что предложить.
  3. Ни одно высказывание не подвергается критике.
  4. Любое предложение должно фиксироваться.

Такой подход позволяет решить проблему достаточно быстро. К нему относится метод оптимизации управленческих решений, разновидностью которого является жюри. Для решения проблемы привлекают специалистов из разных сфер и областей. Это позволяет получить альтернативное решение и новые идеи.

Суть игры заключается в воздействии на конкурентную среду. Например, если после использования этого метода предприниматель решил, что после увеличения стоимости на товары и услуги конкуренты не проделают эту же манипуляцию, то лучше всего не использовать задумку. Так как можно попасть в неловкую ситуацию при борьбе с конкурентами.

Разработка предложений

Метод разработки и оптимизации управленческого решения – это способ выполнения операций. Данные методы классифицируются по группам:

  • распознавание;
  • анализ;
  • оценка;
  • измерение;
  • расчет;
  • моделирование;
  • выбор;
  • представление.

К методам оптимизации управленческих решений относится особая группа:

  • поиск необходимой информации;
  • передача;
  • агрегация;
  • структурирование;
  • обработка данных;
  • сохранение;
  • распределение полномочий.

Разработка решения включает использование методов организации и реализации. Они способны распределять обязанности, ответственность, мотивацию и многое другое. Не стоит забывать, что решение представляет не только варианты дальнейших действий или формул для поведения, оно способно решить проблему.

Деление методов на группы

Совокупность методов делится на индивидуальные и групповые. Методы разработки и оптимизации управленческих решений разделяются на две группы:

  1. Интеллектуальная.
  2. Социальная деятельность.

На основе этого строится матрица для разработки управленческого решения. С ее помощью можно упорядочить знания, сделать правильный выбор и повысить качество управленческого решения.

Во время работы в коллективе используют, в большинстве случаев, мозговой штурм, общее обсуждение, конференции, а также обрабатываются высказанные мнения и ставятся проблемы. Такую работу можно считать индивидуальной, но при этом реализуется она в группе, коллективе. С помощью специальной комиссии происходит обработка полученной информации и анализ.

Организационную работу проводит менеджер. В данном случае на обсуждение выносятся вопросы по мотивированию, убеждению, контролю.

Разнообразие данных методов позволяет совмещать их, комбинировать. Все это позволит получить высокое качество принятого решения.

Алгоритм для принятия решений

Существует большое количество методов принятия и оптимизации управленческого решения. Несмотря на это, они имеют единый алгоритм действий.

В процессе работы нужно решать множество проблем: продажи на низком уровне, постоянная текучка сотрудников, уменьшение получаемой прибыли, негативное отношение клиентов и многое другое. Каждый менеджер при поиске эффективного способа для решения возникшей проблемы опирается на свой опыт и полученные знания. Решать задачи гораздо сложнее от уровня ответственности, которую несет специалист.

Алгоритм методов принятия и оптимизации управленческих решений включает несколько этапов:

  1. Подробное описание возникшей проблемы и всего того, что беспокоит. Можно указать работу организации, штатных сотрудников, достигнутые результаты.
  2. Описание желаемого результата, поставить перед собой четко сформулированную цель. Чем подробнее будет описана цель, тем легче будет найти способ решения. При размытой информации работа будет затруднена, так как каждый будет понимать ее по-своему, и давать совершенно противоположные решения.
  3. Собрать всю информацию, относящуюся к проблеме. Нужно описать, какая ситуация возникла, какой уровень профессионализма имеют сотрудники, в каких условиях осуществляется работа. После этого предстоит провести анализ данных. При необходимости убрать лишнее.
  4. Разработать несколько вариантов для решения проблемы. В этом случае определяется способ разработки и использования. Для каждой цели нужен свой метод. Если подобрать способ неверно, то план будет некорректным.
  5. Выбрать и реализовать самое оптимальное решение. В нем подробно должно описываться, кто, и за что отвечает. Для выбора решения привлекается ответственное лицо, которое будет в дальнейшем разбивать задачи на части и поручать их выполнение сотрудникам.
  6. Обязательно должна быть предусмотрена отдельная связь, что позволит вносить некоторые изменения и поправки. По результатам работы повторно проводится анализ полученного результата, на основании которого можно решить, эффективен ли был выбранный метод.

Модели оптимизации

Методы и модели оптимизации управленческих решений – это процесс переработки данных, которые могут оказывать влияние на результат. Процесс оптимизации достаточно дорогостоящий, но это оправдывает результат после решения проблемы. К методам оптимизации можно отнести:

  • анализ;
  • прогноз;
  • модель.

Наряду с самыми популярными методами и моделями оптимизации управленческих решений существуют базовые. В них входит:

  1. Физическая – исследования проводятся при помощи уменьшения и увеличения описанной системы.
  2. Аналоговая – при исследовании используется аналог, приближенный к реальному объекту.
  3. Математическая – для решения проблемы используют символы.

К числу распространенных моделей относятся:

  • игровая теория – прогнозирует деятельность и действия конкурентов;
  • теория очереди – с ее помощью определяется оптимальное обслуживание, используемое для определенного числа каналов;
  • управление запасами – определяет временные рамки для пополнения ресурсов и количество на складе;
  • программирование – распределяет ресурсы при наличии конкурентов, сюда можно отнести:
  • составление графика работы производства;
  • создание ассортиментного ряда товаров;
  • технология, используемая при производстве;
  • управление технологией производства;
  • контроль запасов, используемых в процессе производства;
  • составление планов организации на календаре;
  • разработка графика отгрузки готовой продукции;
  • поиск места под строительства производственного цеха;
  • распределение сотрудников по отделам;
  • движение материалов.

4. Имитация – используется для решения ситуаций, которые максимально приближены к реальности.

5. Анализ экономики – используется для оценки издержек.

6. Матрица платежей – вознаграждения;

7. Прогнозирование – на основе опыта.

Оптимизация

Это любая проблема, которая связана с выбором решения из числа других вариантов. Каждому свойственно стремиться к лучшему выбору, который называется оптимальным. Оптимизацию процесса принятия управленческого решения можно определить как упорядочивание решений при помощи шкалы по критериям.

Под качеством принято подразумевать соответствие всех параметров решения. В данном случае множество вариантов помогает делать выбор. Оптимизация способствует определению и выбору минимальных и максимальных критериев. Оптимизация всегда отвечает на ряд вопросов:

  • состояние проблемы после того, как нашли для нее решение;
  • сколько понадобится времени для ее решения, и какие способы при этом используются;
  • какие могут возникнуть трудности, какими способами их решать;
  • как все отразится на социальном уровне.

Оптимизация принятия управленческих решений тесно связана с эффективностью полученного результата.

Что может повлиять на принятие решения?

Личные оценки предпринимателя носят субъективный характер. Перед тем, как опираться на личные оценки, нужно учитывать направление альтернативного действия. Всегда стоит помнить, что управленческие решения строятся на системе ценностей, которые у каждого человека разные. Именно от этого зависит принятие решений.

  • Среда. Всегда, при принятии и оптимизации управленческих решений, должны учитываться риски.
  • Определенность. Достаточно редко руководитель имеет четкое представление, какие альтернативные варианты нужно выбирать.
  • Риск. Всегда присутствует риск не получить желаемый результат. Это так же нужно учитывать.
  • Неопределенность. В данном случае принимаемое решение невозможно оценить заранее.

Каждый руководитель по-своему воспринимает возникшие проблемы. Все это может привести к возникновению конфликтов. Из-за большой загруженности предприниматель может не заметить перспективы, которые открываются перед ним.

Процесс делегирования

Делегирование – это выбор ответственного лица и передача части задач для решения ему. Данные полномочия могут передаваться и при выборе методов, подготовки и оптимизации управленческих решений. Полномочия должны передаваться не человеку, а должности, которую он занимает. Все виды полномочий можно разделить:

  1. Распорядительные. Решения принимает тот человек, которому поручено нести ответственность и решать поставленную задачу. Выделяют две разновидности. Линейные – должна присутствовать прямая должность между сотрудником и руководителем. Функциональные – при косвенной связи.
  2. Рекомендательные – в этом случае даются советы сотрудникам либо предпринимателю.
  3. Координационные – совместное принятие решений.

Переда полномочий требуется в следующих случаях:

  1. Руководитель не в состояние выполнить самостоятельно весь перечень поставленных задач.
  2. Руководитель берет на себя только те задачи, которые не в состояние выполнить сотрудники организации.
  3. Передача полномочий помогает сотрудникам проникнуть в жизнь организации. Это способствует развитию персонала.
  4. Каждый имеет права на ошибки и риски, а также самостоятельно принимать решения и добиваться в работе результатов.

Обязанности сотрудников полностью связаны с ответственностью. При выборе методов оптимизации управленческого решения в менеджменте ответственность бывает общей и индивидуальной.

Классификация решений в управлении

Оптимизация и эффективность управленческого решения влияет на успех организации. В связи с этим каждое рассматриваемое решение должно быть обоснованным и принято в необходимый промежуток времени, а самое главное – соответствовать ситуации. Все управленческие задачи можно классифицировать по ряду признаков.

По характеристике имеющейся информации:

  • специалист выбирает решение, результат которого известен заранее, либо он уверен в правильности своего выбора;
  • при существовании рисков вся работа осуществляется, полагаясь на удачу;
  • информация представлена в неполном объеме, что затрудняет возможность определить успех выбранного варианта.

В зависимости от выбора решения:

  1. Запрограммированное. При принятии решения цель понятна, суть проблемы известна, а информация представлена в полном объеме. При решении таких проблем используют стандартные правила и решения.
  2. Не запрограммированные. С ними сталкиваются в новых сложившихся ситуациях.

По способу решения проблемы:

  1. Основываясь на интуицию. Выбор принимается без учета рисков. Такие решения могут принимать сотрудники с большим опытом работы.
  2. Опираясь на суждения. В основе должен лежать опыт и уровень знаний в этой сфере проблемы. Зачастую выбирают альтернативное решение.
  3. Комбинированный способ. В подобных случаях используются опыт, знания, интуиция, научный подход.

Количество принимаемых решений:

  • случайно, один раз;
  • с периодическим повторением.

В зависимости от сферы, в которой возникла проблема:

  • в рамках производства;
  • в сфере снабжения;
  • в области финансирования.

По используемой форме:

  • решения принимаются самостоятельно, без обсуждения с другими членами команды;
  • урегулирование проблемы ложится на плечи специалиста, но при этом ее решение формулирует предприниматель, который и несет ответственность;
  • решение принимается в коллективе при помощи голосования и ответственность в этом случае ложится на плече всех присутствующих.

В зависимости от привлечения инстанций, для принятия решения:

  • высший уровень;
  • средний;
  • низкий.

Разделение процесса на предметы:

  • использование принципиальных аспектов в высшем менеджменте;
  • исполнение осуществляют специалисты низшего звена.

По способу решения поставленной задачи:

  • оценка полученной информации;
  • установление структуры в управлении;
  • принятие правильного решения.

По размеру охвата:

  • общие для всего штата сотрудников;
  • имеющие узкую направленность.

В данном варианте методы оптимизации управленческого решения кратко описаны выше.

Каким требованиям должны отвечать решения?

Выбор решения считается качественным в том случае, когда оно отвечает некоторым требованиям:

  • вносилось минимальное количество изменений;
  • принятие решения происходило, опираясь на подлинную информацию, с учетом всех тенденций дальнейшего развития;
  • все решения будут приниматься человеком, который имеет на это полномочия;
  • выбранные способы урегулирования ничему не противоречат;
  • заключения приняты вовремя, без задержек, что способно снизить эффективность;
  • вся информация, требования и цели сформулированы конкретно;
  • полномочия человека, который принимает решение, соответствуют его ответственности;
  • принятое решение полностью отвечает требованиям руководства;
  • эффективное решение найдено при минимальных на это затратах;
  • все способы урегулирования возникшей проблемы разрабатывались и принимались, опираясь на возможности организации.

При соблюдении всех этих пунктов можно рассчитывать на эффективность принятого решения. Также следует помнить, что правильное и объективное деление на группы с дальнейшей оптимизацией их работы является немаловажным условием на пути к высокой эффективности.

Комментарии