Нормативно - правовой акт: понятие, специфика и виды
К числу основных источников права в странах, принадлежащих к романо-германской системе, относят нормативно-правовой акт. Данная форма актуальна и для России как для государства континентальной семьи.
Нормативно-правовой акт выполняет функцию регулятора общественный отношений, закрепляя обязательные для всех установления. Предписания данного типа различаются юридической силой: главным образом, это зависит от типа компетентного органа – автора официального документа.
Так, высшим властным органом или посредством свободного народного волеизлияния принимаются закон. Нормативно-правовой акт данного типа регулирует наиболее значимые социальные взаимоотношения. По юридической силе эти документы превосходит только Конституция РФ, а сами законы подразделяются на федеральные и федеральные конституционные. Последние принимаются по самым важным вопросам и по иерархии находятся выше первых. ФКЗ принимают в том случае, если законодателя обязывает это сделать текст Конституции. Как правило, данные документы конкретизируют и раскрывают положения основного закона.
Закону не может противоречить ни один нормативно-правовой акт. Все документы, обладающие меньшей юридической силой, должны соответствовать Конституции и федеральным предписаниям.
Органы власти регионального уровня также могут в пределах своих полномочий издавать акты. Правоустанавливающие документы не должны противоречить предписаниям, находящимся выше по иерархии. Акты органов субъектов действуют в пределах региона.
Закон не относит местное самоуправление к государственной власти. Но это не значит, что органы муниципалитета не могут издавать актов нормативного содержания. Напротив, закон уполномочивает местную власть регулировать вопросы местного значения посредством принятия и обнародования соответствующих официальных документов.
Организации в рамках своей компетенции и для установления внутреннего порядка также создают определённые предписания. Так, уставы, распоряжения, решения (и документы других форм) руководства действуют только внутри предприятия.
Общеобязательные государственные и муниципальные предписания необходимо отличать, например, от актов применения права, имеющих индивидуальных характер и обязывающих конкретного человека выполнять определённое документом требование.